«ПЕПЕЛ ДОНБАССА СТУЧИТ В МОЁ СЕРДЦЕ…»

Николай ПЕРЕЯСЛОВ


 

«МЫ»: Антология поэтов Донбасса / сост. Карен Джангиров. – Москва: 

Беловодье, 2019. – 472 с.: илл.

   

Донбасс – земля поэтическая, богатая не только глубоко залегающими в ней угольными пластами, но и рождающимися в душах донбассовцев глубокими, яркими и любимыми народом стихами. В годы советской власти донецкие поэты были широко известны не только в своей области, но и по всему Советскому Союзу, имена Павла Беспощадного, Владимира Сосюры, Николая Анциферова, Михаила Пляцковского, Николая Рыбалко, Елены Лаврентьевой, Евгения Нефедова и целого ряда других донецких поэтов славились тогда далеко за пределами донецкой земли. Однако грянувшая на рубеже 1990-х годов перестройка произвела в советской культуре кардинально разрушительные изменения, да и самой советской культуры, надо признать, тогда практически не стало. Закрылись многие литературные журналы и издательства, а если ещё и продолжали выходить книги некоторых национальных авторов, то дальше тех городов, где они издавались, об этих стихах уже никто даже не ведал. 

Особенно тяжёлый удар выпал на долю Донецкой и Луганской областей, на которые обрушились не просто губительные экономические реформы, но и самая что ни на есть настоящая страшная война, столкнувшая друг против друга вчера ещё близких братьев. И запылали дома и здания, и на месте красивых городов и посёлков остались зиять глазницами пустых окон только обожжённые пожарами стены: 

 

…Топится адская печка. 

Горячий от солнца и горя, 

Мой город горит, как свечка 

У Господа на престоле. 

 

Так заканчивает одно из своих неэстетических, но до боли правдивых стихотворений поэтесса Алиса Фёдорова, ставшая участницей изданной в 2019 году в московском издательстве «Беловодье» антологии «МЫ: Антология поэтов Донбасса», составленной литературным критиком и публицистом Кареном Джангировым при участии Ксении Першиной, Ивана Волосюка, Михаила Дикушина и Анны Ревякиной. Но надо сказать, что жестокие стихи Алисы Фёдоровой являются отнюдь не единственными, которые рисуют правду о той смертельной жизни, которая сделалась сегодняшней явью для возжелавших себе свободы Донецкой и Луганской народных республик. Такими тяжёлыми мотивами наполнена половина почти пятисотстраничной книги, строчки которой взывают к оглохшему миру о помощи и спасении. Такими, например, как в стихотворении Максима Газизова «Донецк 14/15», в котором его родная земля напоминает картины минувшей 70 с лишним лет назад войны, где: «Весь в распятьях расстрелянный город, / вся в слезах городская весна». 

Или такими, как в стихотворении Виктории Поляковой «Детской кровью помечен дьявол», читая которое, невозможно признать, что это – поэзия нашего народа и нашего времени: 

 

…Из руин достаю игрушки. 

По кускам собирают сына… 

Что ж ты делаешь, Украина?!.

А в ответ канонадой – пушки…

 

Стихи донецких и луганских поэтов предельным образом отличаются от творчества своих русских собратьев, проживающих в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск или Самара. Потому что в них, какой бы ни трудной сделалась сегодняшняя жизнь в России, в окнах домов этих городов горят не языки зловещего огня, а добрые лампочки света, и на окрестных полях колосятся летом пшеница и золотистые подсолнухи, чего уже несколько лет не видно на просторах ДНР и ЛНР. «Господи Иисусе, как же страшно, / стало минное поле, а была пашня…» – говорит в поэме «Шахтёрская дочь» отчаянная донецкая поэтесса Анна Ревякина. Да, собственно, только ли её одну можно отнести к категории «отчаянных» поэтесс, если большинство поэтов Донецкой и Луганской земель по воле судьбы родились и выросли в том краю, который сегодня стал для них полем вещего боя, а для кого-то – и полем смерти?.. 

И, тем не менее, этот обстрелянный и сражающийся со своими вчерашними братьями край – это, прежде всего, наша Родина, наша святая отчая земля, неоднократно политая кровью наших дедов и прадедов. Об этом и говорится в стихотворении горловского поэта Ивана Нечипорука «Пепел Донбасса», перекликающемся со словами хорошо известного любителям литературы Тиля Уленшпигеля, героя книги бельгийского писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (1867), воскликнувшего однажды: «Пепел Клааса стучит в моё сердце!» Вот фрагмент из этого, перекликающегося с ним, стихотворения: 

 

Время сучится в суровую нить, 

Солнце войны, как горящий сестерций, 

Этим огнём никому не согреться, 

Кровь на руках никому не отмыть. 

Пепел Донбасса стучит в моё сердце!.. 

 

Антология поэтов Донбасса охватывает значительный период поэтического развития Донецкого и частично Луганского края, начиная со знаменитого стихотворения Николая Анциферова «Я работаю, как вельможа, / Я работаю только лёжа…» и заканчивая произведениями сегодняшних молодых авторов. Разница между поэтами советской эпохи и нынешних дней поразительная – авторы прежних лет писали в основном о любви и труде, тогда как сегодняшние – о войне и смерти, но и те, и другие хотели и хотят одного – быть услышанными своей страной и быть нужным людям, о чём красноречиво писал донецкий поэт Николай Хапланов в стихотворении «К Музе»: 

 

…Продли мне вдохновений дивных строки. 

Дай силы телу, сердцу и уму. 

Чтоб я успел рождённые мной строки 

Оставить в дар народу своему. 

 

Мощный сборник стихов, составленный Кареном Джангировым, помогает сегодняшним людям услышать стихи как советских, так и нынешних поэтов, отдающих свой талант любимому Донбасскому краю и надеющихся, что скоро здесь снова заколосятся пшеничные поля, зацветут розы и зазвучат стихи о любви и о счастье. И мы тоже надеемся на это и верим, что так здесь однажды снова – будет. 

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.