Святослава
Получила истинное удовольствие от прочтения «Нравов», и 1-го, и 2-го томиков.
Первый читался сложновато: из-за бумаги, типографской краски, но потихоньку рождалась уверенность, что у автора «лёгкость пера» и его полное раскрытие чуть позже.
Не скрою, первые странички раздражали слишком откровенными сценами и была спасением мысль, что и в дальнейшем плотские утехи не станут преобладающими. Надежду подавали лаконичность, изобретательность, чёткость выводов, метафоричность стиля, образность…
Стр. 15 « … Я засветился, как светляк, маленький и ничтожный в благоухающей и чудной ночи встающего на дыбы национализма и уволился. По собственному желанию…
… в свою тамошнюю пантеоновскую бытность я приобщился к литературе. Там я открыл и полюбил писателя Пантелеймона Кулиша и взял себе жизнь его за образец…»
После последних строк начала читать внимательнее, вдумчивее, с интересом.
Краткость, максимальная сжатость рассказов подкупала, вызывала сочувствие в местах явных страданий автора; характеры героев писались крупным импрессионистским приёмом, при этом жывыми мазками и чувствовалось нарастающая писательская сила вести читателя за собой, не принуждая, а склоняя его волю к вживлению в его яркое полотно, погружению в умело выбранные и представленные эпизоды жизни автора.
Точность и лаконичность характеристик героев подкупала, хотя были они «пересічними» на взгляд людьми, не блистали героикой, честностью, интеллигентностью, но в художественной картине текста они становились уместными, естественными, даже необходимыми для живописания трагедии маленького провинциального города с захватывающей убедительностью.
С любовью выписывался «второй план» персонажей, который вызывал симпатию, понимание сложившихся судеб, «… несмотря на то, что были они беднее церковной мыши…»
По тексту уместно рассыпаны философские фразы, афоризмы, замечания, ясно и чётко окантовывающие жизненные ситуации:
Стр. 18 «… Ибо думать о жизни – это думать о смерти» – удачный акцент поданного сюжета.
Стр. 58 «… на этом ощущении горькой несправедливости наше отечество зиждется. А вместе с ним и мы…»
Глубинное понимание жизни, неустроенной вечно, но подчиняющейся жёстким законам правды, справедливости, верности:
Стр. 61 «… В супружестве приходится обрекать человека на верность, боясь и не спрашивая его согласия. А любовь, как и всё под этим небом, имеет свой срок…Я всю жизнь искал правды. Но её снова и снова не было. И даже во мне её нет…»
Такая глубокая откровенность заставляет прощать видимую «испорченность» героев и проникаться к ним уважением, симпатией, сочувствием.
Стр. 62 « человек, в котором непримиримость граничила с грубостью, слыл другом всего местного полусвета…»
Точность характеристик завораживает, делает читателя единомышленником автора. И уже прощаешь ему мелкие огрехи, ошибки, потому что он ведёт уверенной фразой к главному.
Стр. 63 «… создать нечто красивое, добротное, может быть, вечное…»
Город явно не нравится автору. Он описывает его не скупясь, с отвращением, в тёмных красках и тонах:
Стр. 68 «… выглядит так, точно его много раз приступом брали и оставляли завоеватели…»
И снова – неожиданно, но к месту, разбросаны афоризмы, украшающие и венчающие мысль автора:
Стр. 70 « Зависть, говорил один немец, сильнее, чем половое влечение… Да, тяжелое качество, но не так страшное, как гордость…»
Чётко подмечены язвы и болезни общества:
Стр. 71. «… разве выживать в стране, где ты никому не нужен, не унижение? Где все словно загнанные кони…»
И автор уверенной, мастерской рукой пишет положительные образы на фоне разрухи, безвыходи, бедности. А сильные натуры есть всегда. Они рядом, им «удаётся добраться до цели при любых тупых и бандитских властях».
Да, картина города Ка неприглядна, но, как ни странно, туда тянет… Начинаешь любить этих скромных людей, понимая их проблемы, нелепые события, сделавших их неудачниками…
Стр. 91 «… и Христос ходил к мерзким и богатым…»
Стр. 92 « Вот то, что сердце жмёт, и есть совесть. Или душа…»
Стр. 94 « Страна мытарей. Одни мытарствуют, другие мытарят… Только покойников у нас нельзя обложить податью…»
Стр. 96 « … – В чём сегодняшняя проблема? – Да в повальном наступлении пустоты… На зверски тёмную и самолюбивую жизнь…»
Однако, в городе Ка бывают и светлые дни, которые ярко и мастерски живописует автор:
Стр. 97 « Пёстрые и животрепещущие флаги реют над Ка. Горние небеса полны ярких солнечных лучей. Лучезарен тёплый и умеренный ветер. Цветут и пахнут яблони. В них снуют пчёлы и шмели. Ликует всё…»
Стр. 98 « Свершилось. Сам приехал. Президент. Из метрополии… В полдень жахнула пушка… Стало тихо на пол-света. Сделалось страшно…»
И весь этот небольшой рассказ «Свобода» напомнил классику, вернее бессмертного Н.В.Гоголя – те же литавры, встречи помпезные, людные, многообещающие, но их финал один:
Стр. 101 «… Ветер стих. Полотнища повисли уныло. И в третий раз выстрелила пушка. Где-то запел петух, не ко времени…»
«Вечером Мирон и я шли улицей бывшей Богуславской, потом Ленина, теперь менявшей своё название а Первую Авеню…»
Автор отдаёт должное исторической нестабильности края, ретроспективно оценивает день сегодняшний, всматриваясь в обнадёживающее будущее, как обычный житель городка Ка, ценящий его историю, трудовой люд, ветеранов всех войн и отшумевших революций:
Стр. 106 «… Сквозь наружную их старость и вечную внутреннюю молодость, … отданную за день ушедший, нынешний и завтрашний… перед ними вся их родина… Они видели её и в красоте, и в рубище, и нагую с синяками от побоев. И плыла она теперь в бездонных выцветшх их глазах, как давно вдолб вагонов, бортов грузовиков, бричек, колонн, водивших их к смерти. В крови ещё тёплой, воплях нестерпимых и ужасе животном. А, может, никто из них об этом теперь и не думал. Как никто уже не думал о них…»
Стр. 107 « И чем их могла испугать жизнь теперешняя… не умерших и не собирающихся этого делать… созидателей счастья для других людей…»
И так, плавно перешла с непобедимым оптимизмом автора, ко второму томику «Нравов…», написанных спустя 10 лет.
Стр. 108 « Оставалось жить. Ждать и надеяться, что течение жизни постепенно вытеснит и выбросит вон всё ненужное…»
Автор оправдал мои надежды.
Второй том оказался ещё более динамичным, интересно-захватывающим и ещё более оптимистичным и мудрым.
Стр. 187. «– Так продолжим же борьбу, – крикнул я в рассвет, – за движение в пользу того, чтобы двигаться вперёд, очень медленно…»
Упомяну особо понравившиеся места:
Стр. 65 « … ни одна страна в мире не построила крепкую экономику на шоу-бизнесе и спорте, а всё на интеллекте и труде…»
Просто, гениально и пророчески!!!
Автор увеличивает арсенал удачных метафор, сравнений, усилилась острота, образность и сатиричность письма:
Стр.120 «… Её голубые глаза, мерцающие постоянной лаской, прошлись по телам собравшихся. И, казалось, от их взгляда ложилась на лица всех тень стыда…»
Стр. 123 «…Пішов на ліки – пропав навіки…»
Стр. 128 « Её выдвинул тубильный «Писательский Союз неизвестных авторв» в аббревиатуре ПИСЮНА…»
Замечателен рассказ «Письмо поэта-психолога к мэру»:
Стр. 131 «… По моему глубокому убеждению именно туалетная бумага… как нельзя лучше подходит для коротких форм современного словесного творчества…»
Великолепен «Отчёт Герундия»:
Стр. 163 « … У меня сложилось такое впечатление, что понятие «общественной пользы» тут не было и в помине… Молодёжь погрязла в пустоте и бесцельности…»
Стр. 164 «… Недостаток духовных и нравственных идеалов, бессмысленность, суетность, погоня за наживой… преобладает над всеми другими тенденциями… А на управленческих должностях – поголовно временщики, со всеми вытекающими из этого последствиями…»
Подводя итоги, отмечу – успех произведения во всех отношениях – художественном, общественном и личном:
– неоспоримо писательское мастерство: цельность сюжета, его динамики, образности, перспективности, назидательности, историчности, занимательности;
– «лёгкость» пера обещает новые успехи;
– ругать автора практически не за что: талант всегда в процессе развития, т.е. потенциально возможен ещё больший успех – роман, фэнтези, эпопея не хаотичен, если из хаоса уже создано прекрасное произведение, соответствующее духу времени. И уже точно по Ницше можно заметить: «Мы не погибнем от правды, а сотворим образцы искусства», которыми можно гордиться, и в этом творении будет идти шлифовка литературного дара и таланта автора. О таланте автора «Нравов города Ка» нельзя сказать, что он не устоялся – он даже перебродил в хорошее и крепкое вино, которое отдаёт горчинкой, но чем больше его пьёшь – хмелеешь от вкуса, крепости, аромата…
Мастерство.
У автора своя форма повествования: лаконично-сатирико-афористичная, с привкусом иронии, сарказма, порой грубости и сочувствия, боли за родину или отечество, словом место на земле, которое автор стремится сделать чище, достойнее для себя, близких, родных и друзей.
У автора свой стиль: смесь трагического смеха Гоголя, непримиримого сарказма Булгакова и блёстки равного Чеховского повествования ранимой и чуткой души…
Киев, 22. 09. 2020.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.