Анна Драй
Тебя, Раевских и Орлова
и память Каменки, любя…
А.С. Пушкин, «В.Л. Давыдову»
Ночной Кировоград встретил тишиной и огнями фонарей.
Несмотря на поздний час, на перроне вокзала нас, луганчан, встретили представители Русской общины и сопроводили в гостиницу.
Мы приехали на I Елисаветградские Международные историко-литературные чтения «Семья Раевских в истории и культуре России ХVIII – ХIХ веков», Кировоград – Разумовка – Каменка, 20-22 мая 2004 г.
Нас принимала Русская община им. А.С. Пушкина и Благотворительный фонд им. Н.Н. Раевского. Нас поддерживало Представительство в Украине Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Нам содействовали Кировоградский педагогический университет им. В.К. Винниченко и издательство ООО «КОД».
На чтениях рассматривался «широкий круг вопросов, связанных с выдающимся родом и его яркими представителями, отражением их в литературе и живописи, местом семьи Раевских в жизни и творчестве А.С. Пушкина, а также современные проблемы пушкиноведения, историко-культурные факторы формирования своеобразия Юга России ХIХ в.¬¬».
Свои научные труды предоставили ведущие филологи- пушкинисты, историки и представители научного мира различных регионов Российской Федерации и Украины. Ведь история семьи Раевских принадлежит двум культурам, двум народам – России Украины.
На чтения в Кировоград прибыли: доктор филологических наук (д.ф.н), профессор, ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом, Санкт-Петербург) –. Фомичёв С.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой истории русской литературы Новгородского гос. университета, академик высшей школы России (г. Новгород Великий) –. Кошелев В.А., д.ф.н., профессор кафедры русской литературы ХХ века МГПУ (Москва) –.Сигов В.К., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН (Москва) –. Шемякин А.Л. и другие.
Луганск представляли: д.ф.н., профессор, зав кафедрой Восточноукраинского национального университета им. В. Даля –Фесенко Ю.П., к.ф.н., доцент Луганского государственного педагогического университета им. Т. Шевченко – Радецкая М.М. и я – член Межрегионального союза писателей Украины – Драй А.Я.
Тематика выступлений самая разнообразная, но вся она проникнута духом семьи Раевских и А.С. Пушкина. Об усыпальнице семьи Раевских – уникальном памятнике истории и архитектуры рассказал председатель Благотворительного фонда им. Н.Н. Раевского В.Г. Бухаров. Он же инициатор и организатор встречи. Бывший офицер, имеющий военно-политическое и экономическое образование, желающий получить ещё и историческое, человек долга и чести, он сделал всё возможное, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме возрождения и сохранения усыпальницы Раевских и Свято- Крестовоздвиженской церкви.
По итогам работы выпущен Сборник научных трудов.
21 мая, в соответствии с программой конференции «Кировоград-Болтышка-Разумовка-Каменка», мы утром отправляемся в путь.
Мы проезжаем вдоль изумрудных полей, и маки как звёзды на небе, сверкают среди зелени. Пшеничное поле волнуется как море под весенним ветерком, и как будто о чём-то шепчет. О чём? О ком? Может быть, о нас, едущих мимо него, может быть о наших отцах, чей путь в военное время пролегал здесь, а может быть о героях Раевских. Ведь земля и небо хранят память. Они всё те же. А ветерок пробежит, затихнет и слушает.
Мы едем по земле Кировоградщины, с которой связана жизнь многих известных нам декабристов. В 1800-1860г.г. во многих населённых пунктах были размещены воинские части, в которых служили члены тайных политических обществ. Многие имели в Елисаветградском и Александровском районах (повитах) свои поместья. Так один из активных участников вооружённого восстания кн. Е.П. Оболенский (1796-1865) родился в
г. Новомиргороде. В селе Красной Каменке Александровского района родился дворянин Сухинов И.И. (1795-1828), член Южного общества декабристов, один из организаторов и руководителей восстания черниговского полка. Нельзя не вспомнить братьев Поджио: Александра (1798-1873) и Иосифа (1792-1848), членов Южного общества. Они проживали в родовой усадьбе Яновка – теперь с. Ивановка Александровского района.
Впереди виден дорожный указатель «Болтышка – 6 км»
(прежнее название – Бовтышка), сворачиваем с трассы и едем дорогой Раевских, освященой их духом и памятью, а изумрудные пшеничные поля так же, как и 200 лет тому назад колышутся под небом и солнцем. Земли Раевских давали 30 тыс. дохода в год, при цене гуся в 20 коп. И всё же члены семьи Раевских были одними из первых предвестников свободы: ликвидации крепостного права, свержения царизма, установления республиканского строя, равенства перед законом, введение демократических свобод и т. д. Сам генерал Н.Н. Раевский был близок к декабристам. А два его зятя – М. Ф. Орлов (муж Екатерины) и С.Г. Волконский (муж Марии) были в числе руководителей декабристского восстания 1825 г. Дочь Мария первой прибыла на каторгу в Забайкалье в 1827 г. чтобы разделить участь мужа и тем самым стала примером для других.
Въезжаем в обыкновенное современное украинское село, в котором с тех времён практически ничего сохранилось, как будто каждый исторический период в жизни нашей страны начинается с чистого листа. Горько и обидно от беспамятства нашего отечества.
Нам показывают металлический крест, установленный в 2002 г. на месте Покровской церкви, где отпевали генерала Н.Н. Раевского. Напротив была усадьба гр. Ностица Ивана Григорьевича (1824-1905), командующего Нижегородским драгунским полком, который стоял в Чир-Юрте, генерал-майора, назначенного в свиту его императора Александра II. Непревзойдённый фоторграф, он выполнил в 1859 г. портрет пленного Шамиля. Вероятно, что были и фотографии членов семьи и усадьбы Раевских, но, к сожалению, об этом ничего не известно. Возможно, ещё что-то отыщется. Он был мужем внучки генерала - Александры, дочери сына Александра Николаевича (1795-1868), друга А.С. Пушкина. От усадьбы не осталось и следа.
Направляемся в ограду современной сельской школы, расположенной на месте усадьбы Раевских, к месту, где стоял дом над рекой. Трудно себе представить, что мы стоим на том самом месте, где проживала большая, дружная и высокообразованная семья генерала от кавалерии Н.Н. Раевского. Здесь Мария Раевская в муках родила своего первенца Николеньку и здесь в 1829 г. генерал умер на руках сына Александра. Здесь, у воды стояла беседка и, наверное, по вечерам здесь собиралась молодёжь.
Именно сюда, после отставки, по просьбе матери Екатерины Николаевны о наведении порядка в её обширных владениях, к которым принадлежали Бовтышка и Разумовка, приезжает Н.Н. Раевский – старший и начинает свои сельскохозяйственные опыты, переросшие у его детей во всепоглощающую страсть. Сын Николай станет основателем Сухумского ботанического сада, внук Михаил, принявший в 1908 г. управление имением Болтышка, сыграет большую роль в развитии садоводства в России, учредит Российское общество плодоводства, став его президентом, и Российское общество любителей садоводов. Теперь мы, современные дачники, тоже его члены. Вот так замыкается круг.
Как рассказали нам, когда-то здесь, в 50-х годах на пруду, существовавшем ещё до 1917 г. прорвало плотину. Вода вытекла, и высохшее дно колхозники приспособили под огороды. Одна из жительниц села, обрабатывая огород, нашла в земле каменную голову и использовала как груз при засолке овощей в бочках. Увидели её школьники, собиравшие металлолом, заинтересовались и обменяли её на гранитные камни. Учитель истории узнал в ней героя Отечественной войны 1812 г. генерала Н.Н. Раевского. Кто автор бюста и кем он был изготовлен, неизвестно, но бесспорно то, что он принадлежал резцу талантливого скульптора. Школьники бюст отреставрировали и покрасили белой краской. Сейчас он находится в музее с. Разумовка, где мы его потом и увидели.
К сожалению, в гражданскую войну имение было разрушено и разграблено до основания и только сделанные «на совесть» кирпичи Раевских до сих пор живы.
Мы проходим мимо школы к тому месту над рекой, где находилась оранжерея, построенная Н.Н. Раевским- старшим и где впоследствии был огромный сад, заложенный и взращённый Михаилом. Сейчас об этом ничто не напоминает. Здесь весеннее полевое разнотравье и разноцветье.
К месту будет сказать, что это место Болтышского кратера (диаметром около 25 км.), возникшего в результате падения метеорита более 100 млн. лет назад.
А мы прощаемся с дорогими каждому культурному человеку местами и направляемся в с. Разумовку (прежнее название Еразмовка).
«В Украине, в деревне Разумовка Александровского района Кировоградской области, на высоком холме, опоясанном подковообразным серебристым озером, открытым вольным степным ветрам стоит скорбное и даже сейчас величавое здание историко-архитектурного памятника национального значения Украины, являющегося жемчужиной и гордостью великой истории России. Это Св. Крестовоздвиженская церковь-усыпальница семьи Раевских, где спят вечным сном герои, верные сыны своей Родины, которые на протяжении более чем трех поколений своим беззаветным служением отчизне вписали одну из самых ярких страниц в великую летопись России», – так красиво рассказывает нам В.Г. Бухаров, а мы как завороженные слушаем его.
«Разумовка: Над вольною кручею,// Весь открытый дождям и ветрам.// Над подковообразной излучиной// Виден Крестовоздвиженский храм. (П. Пархоменко, г. Кировоград).
Подъезжаем к белоснежной с голубыми крестами на стенах Св. Крестовоздвиженской церкви. Согласно завещанию Николая Николаевича Раевского его похоронили в расположенном неподалеку от центральной усадьбы Болтышки живописном селе Разумовка, также входившем в состав имения. Погребение состоялось 19 сентября 1829 года на вершине самого высокого в округе холма. А 3 мая 1833 года по воле Екатерины Николаевны, пожелавшей увековечить память отца, над могилой генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского началось сооружение белокаменной церкви взамен стоявшей до этого рядом деревянной. Строительство, осуществлявшееся на деньги супруга Екатерины Николаевны генерала М. Ф. Орлова и пожертвования боевых друзей Николая Николаевича, было закончено в 1855 году. Так как генерал родился 14 и умер 16 сентября (по старому стилю), когда Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня, новую церковь внесли в реестр Киевской консистории под наименованием Крестовоздвиженской. «После революции над храмом начались обычные атеистические эксперименты. В 1938 году сняли и увезли колокола, а в 1965 г, невзирая на протесты жителей Разумовки, ликвидировали большой световой купол и звонницу, что превратило красавицу церковь в странного вида мавзолей». Ее пытались приспособить и под зернохранилище, и под колхозный склад; одно время намеревались устроить в ней мемориальный музей.
На стене справа – мемориальная табличка с портретом: «Тут знаходиться сімейна усипальниця героя Вітчизняної війні генерала М.М. Раєвського. 1771-1829 р.р.»
У храма нас встречает отец Михаил, открывает перед нами его двери, и мы с трепетом входим вовнутрь. Зажигаются свечи. Мы стоим на том самом месте, где бывали члены дружной семьи Раевских и будущие декабристы. Вадим Геннадиевич Бухаров, человек знающий, глубоко чтящий память и историю, неспешно ведёт рассказ: «Вот здесь, справа от иконостаса до шестидесятых годов 20-го столетия висел вышитый бисером украинский рушник, присланный Марией Раевской из Сибири на могилу любимого отца, с которым она рассталась навсегда. Сейчас местонахождение его неизвестно. Чудом сохранились две фрески архангелов из четырёх».
Ставим свечи за упокой, жертвуем на храм и выходим из него, чтобы пройти в усыпальницу.
Пропел петух, сейчас здесь шла обычная сельская жизнь с её заботами и трудностями, и теперь храм напоминал обычную сельскую церковь с белеными стенами и дешёвым иконостасом. А ранее, страховая компания оценивала весь храм в 20 тыс. рублей, а иконостас в четыре тысячи. Но память дороже.
В тишини семейной усыпальницы Раевских продолжаем слушать рассказ о том, что в стене выполнены четыре прямоугольные ниши, обозначающие захоронения. В эти ниши вмонтированы однотипные чугунные плиты с надгробными надписями, однако, до наших дней сохранились только две. Одна принадлежит прежде всего, самому Н.Н. Раевскому-старшему, прославленному боевому генералу с 1790 г., участнику войн с Турцией, Польшей, Ираном, Францией и Швецией, герою Отечественной войны 1812 г., участнику заграничных походов 1813-1814 г.г. Другая – внуку Николаю Раевскому, погибшему в Сербии в бою за селение Верхний Адровац и считавшегося в военной среде прототипом гр. Вронского. Получив телеграмму от сербского князя Милана о гибели полковника Раевского, его мать Анна Михайловна, тут же выехала в Белград. Журнал "Нива" в 1876 году писал: "Тело павшего героя было похоронено со всеми военными почестями в монастыре Св. Романа на правом берегу Моравы, в четырёх часах пути от Алексинаца, но теперь оно уже перевезено в Россию согласно желанию его матери и родни и предано земле в имении Болтышка близ Елисаветграда". Таким образом, одиночное захоронение в селе Разумовка Анна Михайловна превратила в семейную усыпальницу.
Нет плиты в нише на захоронении дочери генерала Софьи Раевской. Современница А. С. Пушкина, фрейлина С. Н. Раевская, так и не вышедшая замуж, долгое время жила с матерью и сестрой Еленой в Италии. И только в 1852 году после смерти обеих вернулась в Россию, где принимала деятельное участие в семейных делах: ездила к сестре Марии Волконской в Сибирь, занималась благотворительностью, участвовала в воспитании племянников Николая и Михаила Раевских. Умерла она 13 февраля 1881 года. Так как все три камеры фамильного склепа к тому времени были заняты, ее тело поместили в боковом проходе, после чего проходы закрыли и возвели массивную стену.
Нет плиты и слева от центра пантеона. Кто тут покоится до сих пор неизвестно. Никаких документов на сей счет обнаружить пока не удалось. Сегодня установлены места захоронений всех членов семьи Раевских, кроме двух: отца Н. Н. Раевского-старшего, полковника Николая Семеновича Раевского (1741-1771) и его старшего сына, подполковника Александра Николаевича Раевского (1769-1790), убитого турками на стенах Измаила. Возможно, в четвертой по счету камере склепа под Крестовоздвиженской церковью находится прах кого-то из них.
Рядом с церковью возвышаются четыре массивных мраморных памятника. Это могилы генерал-майора М. Н. Раевского, родного брата убитого в Сербии полковника Раевского, и его детей.
«Ныне, учитывая огромную историческую ценность Крестовоздвиженского храма, необходимо возвратить ему первоначальный облик: восстановить центральный световой купол и колокольню, раскрыть переднюю колоннаду с сохранением пристроенных позднее приделов, реконструировать склеп, благоустроить территорию с имеющимися на ней захоронениями», - такая ставится задача.
Высаживаем берёзы и туи. Моя туя четвёртая в первом ряду, у самого спуска к воде. В предыдущем ряду в июне 2003 г. посадил дерево потомок рода Раевских кн. Гарденин Андрей Александрович.
Прощаемся с Разумовкой, с её дорогими каждому нашему сердцу могилами, с блестящими стальными озёрами и майской буйной зеленью, сколько взгляду видно, и по христианскому обычаю произносим: - «Пусть земля вам будет пухом».
Несмотря на то, что время поджимало, мы посетили Разумовский сельский музей. Нам было всё интересно до боли. Мы были заинтересованная «публика».Ведь всё это может оказаться единственной в жизни возможностью увидеть эти святые места своими глазами. Постоять на высоком разумовском холме и вдохнуть воздух истории и свежий воздух перемен к лучшему сегодняшнего дня, чудесного майского дня 21 мая 2004 года.
Следующий пункт нашей поездки – Каменка, небольшой украинский городок, в котором счастливо переплелись судьбы Давыдовых и Раевских, декабристов, А.С. Пушкина и П.И. Чайковского.
На въезде памятный знак – символ истории города, установленный в 1975 г. Он вмещает в себя на первом плане мозаичное изображение фигуры А.С. Пушкина и чеканный портрет П.И. Чайковского с красной меди, на втором плане – дугообразную арку, символизирующую грот декабристов с пятью портретами казнённых декабристов, и символическую дату – 1825г.
Каменка была имением матери генерала Н.Н. Раевского – Екатерины Николаевны, замужем во втором браке за сенатором
Л.Д. Давыдовым и куда в конце ноября съезжались многочисленная родня и друзья.
Подъезжаем к литературно – мемориальному музею
А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, проходим аллеей, к так называемому «Зелёному домику», построенному Давыдовыми в начале ХIХ в. Здесь во времена Пушкина размещалась часть библиотеки, бильярд и столики для игр. Вечерами собирались декабристы, часто бывал Пушкин, некоторое время жил П.И. Чайковский.
По преданию, стихи, написанные в Каменке, Пушкин писал в «Зелёном домике».
И именно сюда, в Каменку П.И. Чайковский приехал впервые к своей любимой сестре Александре Ильиничне, вышедшей замуж за сына декабриста В.Л. Давыдова – Льва Васильевича. На протяжении 28 лет он почти ежегодно гостил здесь: – «Я нашёл в Каменке то ощущение мира в душе, которое тщетно искал в Москве и Петербурге», – писал Пётр Ильич, – «Образ Пушкина витает предо мною: всё здесь настраивает на поэтический лад». Опера «Мазепа» в черновых набросках почти полностью была написана здесь (1881-1883г.г.). Сюжет взят из поэмы «Полтава» Пушкина.В 1877 г. он начал оперу «Евгений Онегин» и большая часть музыки была написана здесь в эскизах.
Нас встречает директор Историко-культурного заповедника Таран Галина Михайловна и мэр г. Каменка. Гости дарят городу и музею материалы конференции, уникальный сборник документов «Страна казаков», повествующий о событиях на Украине 17-18 столетий, и свои произведения.
Входим в зал П.И. Чайковского, где в центре комнаты стоит семейный рояль Давыдовых, за которым много и часто работал Пётр Ильич. Здесь для нас была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Памяти 1812 г.». Ведущие – Таран Галина Михайловна и автор этой талантливой композиции – ст. научный сотрудник музея Эмилия Георгиевна Толстых. Звучит «Адажио» Альбиони. Начинается рассказ, в котором на примере трагических судеб двух семей – русского генерала Тучкова Александра и французского офицера Девуалье, нам показали пагубные последствия воин.
Выйдя замуж за Александра Тучкова, Маргарита Нарышкина мечтала о семейном счастье вдали от шумной сутолоки столиц. Но война 1812 г. распорядилась по-своему. Жёнам русских генералов разрешалось сопровождать в походах мужей, и Маргарита всюду была рядом. Однажды, среди ночи, она проснулась от страшного сна. «Во всё ширь тёмного неба наливались кровью буквы, складываясь в одно незнакомое слово «Бородино». Маргарита разбудила мужа, он старался погасить её тревогу: «Что ты? Не волнуйся… я же с тобой».
Младший из четырёх братьев, Александр погиб 26 августа 1812г. на Бородинском поле. Николай Тучков был смертельно ранен, Павел – взят в плен. Потеряв мужа, и пережив смерть 15-летнего сына, похороненного под сводами небольшого храма Спаса Нерукотворного, построенного ею на месте гибели мужа, Маргарита
вся отдалась делу устройства нового женского монастыря и стала его игуменьей.
Снились страшные сны и жене французского офицера Анжелике Девуалье, любившей мужа, и также мечтавшей о семейном счастье. Она последовала за ним в Россию с маленьким ребёнком и погибла. Просто была раздавлена отступавшими войсками.
Вот так печально завершились судьбы двух семей.
В перерыве между рассказами проникновенно звучат романсы на слова А. Дельвига «Не говори: любовь пройдёт», А.С. Пушкина «Храни меня мой талисман», музыку к которым написала руководитель Камерного ансамбля, профессиональный музыкант Чупак Тамила Петровна. Звучат «Песня кавалергарда» Б. Окуджавы, «Давным –давно» Т. Хренникова и др. музыкальные произведения. Для нас пели солисты Алла Ефремцева и Заслуженный работник культуры Украины В.И. Волков. Играют скрипки.
В витрине музея личная сабля Василия Львовича Давыдова с монограммой на эфесе «В.Д.» – одна из самых дорогих реликвий. Здесь же фотокопия Грамоты о награждении и другие семейные реликвии. Но от ранее большой библиотеки не сохранилось и следа.
Заместитель директора по научной части Бондаренко Лариса Александровна, любящая своё дело и знающая, наверное, всё об истории Каменки и музея, ведёт нас к «живописной мельничке декабристов, где проходили их тайные совещания к «живописной мельничке декабристов, где проходили их тайные совещания», к «Зелёной мельничке», построенной в форме масонского знака. «Своеобразной формы двухэтажная со сферической крышей, она стоит на берегу ручейка Тарапунка, притока Тясмина. Она была построена в начале 1825 г. мастерами Калужской губернии и скорее напоминает башню, нежели водяную мельницу, но она гармонично вписалась в архитектурный ансамбль Давыдовых и является уникальным памятником архитектуры хозяйственного назначения».
Именно с мельницей связывают известный донос механика Шервуда о вольнолюбивых разговорах декабристов, собиравшихся здесь.
Переходим городскую улицу, разделившую старый тенистый парк, заложенный Давыдовыми, на две части и поднимаемся по склону крутой горы, где когда-то стоял большой дом семьи Давыдовых, который к настоящему времени не сохранился. После 1825 г. имение пришло в упадок, и дом разобрали.
Проходим к месту, где как живой, без пьедестала стоит молодой и лиричный Пушкин (автор В. Шатух), наблюдающий за группой своих друзей-декабристов, обсуждающих программу, тоже запечатлённых в бронзе. (скульпторы М. Вронский, В. Чепелик, арх. В. Гнездилов).
Далее проходим к Пушкинскому гроту. Это романтическое сооружение является архитектурным украшением усадьбы. В своё время им любовался Пушкин, его прохладу и тишину любил Чайковский. Именно здесь, в гроте, он работал над Второй симфонией, наполненной украинскими мотивами.
Мы торопимся, но тем не менее нам приятно видеть на «Доске почёта» в центре города портрет уже знакомой нам хозяйки литературно-мемориального комплекса Таран Г. П.
Возвращались в Кировоград поздно вечером в сопровождении первой звезды и молодой луны. Вечерняя заря разливалась над горизонтом. Пели нестройным хором русские и украинские песни. А Виктор Фёдорович Лысенко, директор Издательства «КОД», сняв пиджак и закатив рукава, задушевно, искренне и умело спел нам украинскую народную песню «Ой, на горі та женці жнуть”. Песня то затихала, то постепенно набирала силу. Все притихли, слушая красивый голос.
А мне хотелось побольше узнать и о городе. Как известно, ещё в 19 ст. Елисаветград называли маленьким Парижем. Лев Троцкий писал: «Ни одна столица мира – ни Париж, ни Нью-Йорк – не удивили меня после так, как Елисаветград, с его тротуарами, зелёными крышами, балконами, магазинами, полицейскими и красными шариками на ниточках. На протяжении нескольких часов я смотрел широко открытыми глазами в лицо цивилизации». И я бродила по земле, вобравшей в себя духовные сокровища трипольской, чернолесской, черняховской, скифской, и раннеславянских культур, по Земле Вольностей Войска Запорожского.
С интересом бродила по утреннему и вечернему Елисаветграду – Кировограду. По его прямым и чистым улицам, сохранившим дух и постройки прошлых лет. Я бродила по земле, которой ходили А. Суворов и М. Кутузов, Н. Раевский и В. Давыдов, А. Пушкин и Т. Шевченк, А. Мицкевич и Ф. Лист.
Основанием г. Елисаветграда послужила крепость Св. Елисаветы (архит. Минцелиус, инженер Вист), расположенная на приингульских косогорах, которая «впоследствии именного Указа Императрицы Елисаветы Петровны от 11 января 1752 г., была торжественно заложена генералом Глебовым». Она предназначалась для защиты этого края от набегов татар и запорожцев.
Для гарнизона, а также для жителей форштата (слободы) и крепости в 1755 г. была построена Соборная Троицкая церковь, на первый раз деревянной и походной в виде маленького домика с двумя небольшими над нею главами. Закрыта была в 1813 г. Возле церкви в крепости был погребён, умерший проездом через крепость, воспитатель Государя Императора Павла Петровича – Семён Андреевич Порошин (1741-1769). Здесь родились две дочери М. Кутузова – Дарья и Екатерина. (Всего у М. Кутузова было 5 дочерей). Собор же переведён в каменную Успенскую церковь, в ограде которой был похоронен единственный сын М. Кутузова – Николенька. Здесь я вновь «встретилась» с Н.И. Пироговым, оперировавшим в расположенном в крепости Генеральном госпитале Российской армии в 1853-1856 гг.
Крепость всего один раз принимала участие в военных действиях в конце 70-х годов 18 ст. Сохранились две пушки отлитые в 1750-е гг., и установленные сейчас у въезда в крепость.
Так как мы остановились в гостинице «Киев», мои прогулки по городу начинались по ул. К. Маркса (прежнее название Большая Перспективная) до центральной площади города, носящей имя С.М. Кирова. Кстати сказать, С.М. Киров никогда не ступал на эту землю.
Я дошла до пл. им. Кирова, и увидела здание казначейства, бывший дом купца Дружинина, где останавливался на 7 дней осенью 1847 г. Николай I. Он принял участие в закладке фундамента дворца и штабных военных помещений, в которых позднее находилось юнкерское кавалерийское училище.
Интересно было узнать, что девять лет первым архитектором Елисаветграда был гражданский инженер Андрей Михайлович Достоевский – родной брат писателя. «Тотчас по окончании курса строительного училища в 1849 г. Андрей Михайлович переселился на службу в провинцию, в Елисаветград, и с тех пор прожил вообще на юге до половины 60-х годов», – так написал во вступительной статье к воспоминаниям его сын, имея в виду, что после Елисаветграда отец служил в Симферополе и Екатеринославле.
Большая Перспективная делит ул. Ленина (прежнее название Дворцовая) на две части, и я то и дело то опускаюсь вниз по ней, то поднимаюсь вверх мимо Краеведческого музея.
Краеведческий музей расположен в бывшем частном доме. Построен дом в 1885-1905 г.г. на средства купца первой гильдии Барского в стиле модерн по проекту архитектора А.Л. Лишневского.
«Вторая половина ХIХ в. – это период стилевого разнообразия, поиска новых способов достижения выразительности архитектурных форм. Характерным для Елисаветграда является творческая конкуренция между талантливыми архитекторами Яковом Паученко (1866-1914) и Александром Лишневским (1868-1942). Отмечается, что «конкуренция велась в джентльменских формах, основанных на принципах профессионального уважения». Для Паученко характерен «камерный масштаб строений, внимание к деталям, виртуозная кирпичная кладка, прекрасный рисунок металлических украшений, гармония архитектурных форм». Талантливый художник-архитектор Паученко Яков Васильевич родившийся в Елисаветграде, внёс большой вклад в развитие архитектуры города. По его проектам построены: Водолечебница Гольденберга, зданием которой я любовалась, дом доктора Мейтуса, дом доктора Вайсенберга, Школа искусств (ранее театр «Иллюзион»). Всего более 20 зданий, из которых я, к сожалению, видела далеко не все.
Своеобразной визитной карточкой его творчества является его собственный дом, «где он высокопрофессионально соединил ведущие стилевые направления архитектуры своего времени – «кирпичного» и «неорусского». Здесь проходили музыкальные вечера и театральные премьеры, здесь рождались проекты будущих архитектурных сооружений. В этой атмосфере рос племянник – Александр Осьмёркин, будущий известный художник и профессиональный живописец. Сейчас здесь художественно-мемориальный музей А.А. Осьмёркина.
Современник Паученко – Александр Львович Лишневский отдавал предпочтение импозантным зданиям. Это по его проекту построено здание, гостеприимно принимавшего нас Кировоградского педагогического университета им.
В.К. Винниченко Это одно из немногих учебных заведений тех лет, оставшихся на Украине и столетие которого будет вскоре отмечаться. Выполнено оно в неорусском стиле, или «позднее барокко».
Еду в сторону Железнодорожного вокзала и смотрю здание Кировоградской филармонии, как говорят, построенную немецкими оккупантами для «своих развлечений». Белоснежное, раскинувшее свои крылья-флигеля здание, расположено в Ковалевском парке, бывшем Дворцовом. Смотрю Дворцовый бульвар и при нём Городской сад. Сад был разведён по распоряжению военного начальства в начале 1850-х г.г., И хотя Кировоград всего на 50 лет старше нашего г. Луганска, в отличие от последнего, у него имеется «гармоничное лицо старого города». Ведь Елисаветград был центром военных поселений, куда неоднократно наведывался император или члены «августейшей» семьи. Только на протяжении с 1817-1888 г.г. –14 раз. Во время одного такого приезда Император Николай I в 1847 г. лично в торжественной обстановке заложил большой архитектурный ансамбль: трёхэтажные здания дворца на 39 окон, корпусного штаба и военного училища на 19 окон каждое и конного манежа. Их сегодня я и увидела. На сохранившихся зданиях охранная табличка «Военное училище 1848 г. Памятник архитектуры».
Сейчас парк в запустении. Разрушен летний кинотеатр, так же как и в г. Луганске, в сквере им. 30-летия ВЛКСМ, хотя стоят памятные знаки разных эпох и завоеваний. Запущены цветники.
Отсюда я выхожу на ул. Ленина (Дворцовую) и вижу перед собой Кировоградский областной украинский музыкально-драматический театр имени М.Л. Кропивницкого. На здании мемориальная табличка: «У цьому приміщенні у 1882 р.
М.Л. Кропивницький заснував український профессіональний театр. Тут працювали корефеї украінського театру: І.К. Карпенко-Карий, М.П. Старицький, М.К. Заньковецька, М.К. Садовський,
П.К. Саксаганський, М.К. Садовська-Барілотті, Г.П. Затиркевич-Карпинська”. Современные варвары сняли металлический профиль Кропивницкого с таблички, как и снят металл тут же в сквере на памятнике погибшим воинам в Великой Отечественной войне. Нет памяти. Нет чести.
Я прошу разрешения посмотреть театр, и меня любезно впускают. Театр занят своей повседневной работой – приготовлением к вечернему празднику. Встречей со зрителями. В репертуаре театра пьесы классиков украинской драматургии и современных авторов. К сожалению, мне не удаётся попасть на спектакль.
Трижды в 20-х годах ХIХ в. во время южной ссылки здесь пришлось побывать великому русскому поэту А.С. Пушкину. И судьба распорядилась так, что через много лет сюда в 23-х тысячный город приехала по собственной воле с мужем Михаилом Леонтьевичем Дубельтом его младшая дочь Натали. Почти 9 лет с 1853 по 1862 г.г., она жила с ним здесь и родила ему троих детей.
В нашей корзине времени ещё что то осталось, мы стараемся успеть посмотреть и увидеть. Рядом с гостиницей – Кировоградский художественный музей, который мы посетили в один из дней. Создан он был в 1933 г. на базе картинной галереи в помещении бывшего пассажа – памятника архитектуры 1897 г. История создания музея началась в 1870 г. представителями интеллигенции, но открылся он только в 1921 г. в помещении Науки и искусств. Сегодня музей насчитывает более 2200 экспонатов. Имеются полотна И. Шишкина и А. Саврасова, В. Маковского, Т. Яблонской и А. Осьмёркина. Представлено и сакральное искусство. Сегодня здесь ещё и Сальвадор Дали, полотна которого, мы, кстати сказать, уже неоднократно видели. Я – в Харькове, М.М. Радецкая – в Луганске.
У каждой – своё мнение о его личности и творчестве. Особое мнение.
В музее нас привлекает портрет молодой девушки с глазами, полными страданий, спрятавшими взгляд вовнутрь. Это «Гимназистка» Феодосия Козачинского. Оказалось, что о судьбе двадцатилетней девушки, Тамары Головченко, существует легенда, по которой красивая девушка – пианистка, учащаяся гимназии из небогатой семьи, завоевала в городе на конкурсе красоты первое место. Королеву красоты все знали, особенно её обожала молодёжь. Но, заболев туберкулёзом, она вскоре умерла. Весной её хоронил весь Елисаветград, как бы выполняя её последнее желание: «Я хочу, чтобы за мной приехал принц на белой-белой карете, запряженной белыми-белыми лошадьми и забрал меня с собой». Так и было. Вот как передаёт это событие А.Н. Юрченко в своих «Записках краеведа»: «Огромная, странная и загадочная процессия, какую мало кому довелось видеть на своём веку, почти в тишине, медленно двигалась в направлении Петропавловского кладбища, Кажется, все жители города были здесь. Особенно много было молодёжи, среди которой выделялись ученики, гимназисты и юнкеры местного военного кавалерийского училища. Они несли море венков и живых цветов. Лошади с белыми лентами на головах, которые везли гроб, были белой масти. Катафалк, утопающий в цветах и венках, напоминал карету сказочного принца и тоже был белого цвета. Принцесса-невеста, в ослепительно-белом платье и золотой короне на голове, казалось, спала в белом гробу, устланном лепестками белых роз посреди моря белых цветов и венков…». В её жизни была и любовь, и «принц», только их любви не дано было осуществиться. Но это давняя история.
А несколько лет назад в Кировограде открыт памятник гетману Украины Богдану Хмельницкому. Монумент – один из лучших в Украине и находится недалеко от нашего места проживания. Город живёт и развивается.
А мы возвращались домой с большой благодарностью к устроителям и надеждой на новую встречу.
PS. 18 сентября 2004 г. открыта мемориальная плита на камере захоронения Софьи Раевской, а 4 октября 2005 г. на торжествах в связи со 150-летием усыпальницы семьи Раевских в Разумовке заложены колокольня и сад.
20-22 июня 2004 г.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.