Николай Васильевич Гоголь

Олег Петраков


 Я провел два поэтических вечера памяти С.Есенина, написал и буду выступать о А.Блоке, провел вечер о А.Жигулине, о Родине, о поэтах погибших на фронте по спектаклю» Павшие и Живые» театра на Таганке. Я не мог понять, что происходит со мной. В своей жизни я никогда не выступал, и только когда начал готовиться к этому выступлению понял, что произошло. Я встретил в своей жизни человека, который изменил мою жизнь - это погибший на фронте в 22 года Николай Майоров. Когда я готовился к выступлению «Павшие и Живые» я открыл для себя этого поэта, все, чем жил и чем увлекался он, нашли отклик в моей душе. Есенин и Блок были его любимыми поэтами и моими тоже, я выучил весь его сборник стихов. Я прочитал его поэму о Н.Гоголе, и мое выступление – это ответ Н.Майорову. Я решил прочитать его поэму и сделать небольшое выступление о творчестве и жизни Н.Гоголя. Свои записи я показал своему знакомому, он раскритиковал мое видение Н.Гоголя. Он хорошо знает и полностью не разделяет официальную версию жизни и смерти Н.Гоголя. Мотивировал свое несогласие с официальной точкой зрения тем, что мы не достаточно знаем, уважаем, любим и чтим своих великих предков. Я пошел в библиотеку им. Гоголя и мне дали все, что было о Н. Гоголе, работая над материалами, я не ставил перед собой задачу написать все о нем. Я писал только про то, что интересовало меня, искал подтверждение своим догадкам и нашел их. А подтвердил их мне сам Н.В. Гоголь. На даче я поставил перед собой портрет Н.В.Гоголя, зажег свечи, начал писать, и никаких тайн от меня у Н.В.Гоголя не было. Благодаря ему я изменил свои записи о Театре на Таганке, о Высоцком. Его высказывание о театре, о поэзии, музыке, архитектуре, истории поразили меня. Когда моя учительница, выгоняла меня с седьмого класса за неуспеваемость и хулиганство, она кричала,- этот маленький негодяй не знает Гоголя - ему не место в школе. Да, - таким Н.В.Гоголя я не знал, и поэтому я решил выступить перед Вами и поделиться своим открытием Н.В.Гоголя. Сейчас я уверен, что она сама не знала по настоящему Н.В. Гоголя, но достойно ей ответить могу только сейчас, и чувствую, что это одна из причин моего выступления перед Вами.

Начну свое выступление с поэмы Николая Майорова
 «Н.В.Гоголь»
А ночью он присел к камину
И, подвинув табурет,
Следил, как тень ложилась клином
На мелкий шашечный паркет.
Она росла и, тьмой на бухнув,
От желтых сплющенных икон
Шла коридором, введшим в кухню,
И где-то там терялась. Он
Перелистал страницы снова
И бредить стал. И чем помочь,
Когда, как черт иль вий безбровый,
К окну снаружи липнет ночь,
Когда кругом - тоска безлюдья,
Когда – такие холода,
Что даже мерзнет в звонком блюдце
Вечор забытая вода !
И скучно, скучно так ему
Сидеть, в тепло, укрыв колени,
Пока в отчаянном дыму,
Дрожа и корчась в исступлении,
Кипят последние поленья.
Он запахнул колени пледом,
Рукой скользнул на табурет,
Когда, очнувшися от бреда,
Нащупал глазом слабый свет
В камине. Сердце было радо
Той тишине. Светает в пять
Не постучавшись, без доклада
Ворвется в двери день опять.
Вбегут докучливые люди,
Откроют шторы, и тогда
Все в том же позабытом блюде
Чуть вздрогнет кольцами вода.
И с новым шорохом единым
Растает на паркете тень,
И в оперение лебедином
У ног ее забьется день….
Нет, нет – ему не надо света !
Следить, как падают дрова,
Когда по кромке табурета
Рука скользит едва –
едва….
В утробе пламя жажду носит
Заметить тот порыв один,
Когда сухой рукой он бросит
Рукопись в камин.
Теперь он стар. Он все прощает
И, про слезясь, глядит туда,
Где пламя жадно поглощает
Листы последнего труда.

Н.Гоголь родился в с. В. Сорочинцы 20 марта 1809г. в семье мелкого помещика. У отца было 1000 десятин земли и 200 крепостных крестьян. Мать Н.В Гоголя, Мария Ивановна, вышла замуж очень рано, ей едва исполнилось 14 лет. Отцу, Василию Афанасьевичу было 28 лет. Если верить семейной легенде, 14летнему Василию приснился вещий сон; к нему спустилась Богородица показала девочку младенца и сказала: «это твоя суженная, и ты должен ее ждать». И когда вместе с родителями юноша отправился в гости к помещику Косяровскому, то в годовалой Марии узнал свою будущую невесту. Он, виделся с девочкой часто, и всех удивляло, что взрослый парень может целыми днями забавляется, с маленьким ребенком.
Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, служил у своего родственника Трощинского секретарем. Он литератор и драматург, был болен нервным расстройством. У него был дар рассказчика с врожденным мало российским комизмом, этим даром в совершенстве владел потом и Н. Гоголь. Трощинский – министр юстиции, организовал свой театр в селе Кибицы, где Василий Гоголь был актером, деригентом и ставил пьесы на мало российском языке. В Гоголь был доверенным человеком Трощинского и заботился о развлечении своего богатого родственника. В его доме был вечный праздник, где хлебосольно встречали гостей. Дома у Гоголей была большая библиотека, где все свободное время проводил любознательный мальчик. Его мама Мария Ивановна тоже болела нервным расстройством, как говорили, была немного не в себе. Она обожала своего сына и видела в нем гения, о чем говорила всем. Гоголь платил, матери нежной любовью, он признавался, что она для него главное в жизни: « Я скоро Вас увижу Маменька, восхищаюсь Вами и собираюсь привести какой - ни будь подарок. Но знаю, что Вам не может быть подарка лучше, как привести Вам сердце доброе, пылающее к Вам самой нежной любовью. Но смею Вам сказать, что я приобрел уже довольно и других качеств, которые, я думаю, Вы сами увидите и обрадуетесь» (Письмо к матери 3 июня 1825г). « Маменька, вы составляете жизнь мою» (письмо матери 16 ноября 1826г). Вместе со своей сестрой Ольгой Гоголь во время неурожая ходили по крестьянским хатам и раздавали деньги и продукты. Иногда он сам отправлялся в поле и жал хлеб вместе с крестьянами. Через много лет киевский журналист Чаговец, слышал от крестьян, которые помнили Гоголя, что он был добрый барин. Он работал в саду, сажал деревья. Однажды он взял пол ведра наливки, пирогов с сыром пригласил всех крестьян, и сказал следующее : « Спасибо вам, добрые люди, что хорошо вспахали землю, за ваш труд» и угощал всех наливкой и дал каждому 2 рубля. В отношениях Гоголя с народом не было заискивания, ни лицемерия. Однажды, рассердившись на своего слугу Якима, простодушно сказал, что побьет ему рожу, но сам о нем заботился, и по завещанию он был отпущен на волю. Один раз Яким не почистил платье и сапоги, он ругал его, на чем свет стоит, и сделал за него все сам. Его с Якимом связывало детство, Васильевка. Яким был пуповиной, связывающей Гоголя с крестьянской Россией, с хитростью и дальним умом мужика. Во всех своих начинаниях Гоголь обращался к Якиму, который своей невозмутимостью оттеняет суетливость господ. В этом есть какая-то мудрость и духовное здоровье, упование на русское « Авось». Гоголь с него слагает гимн русскому крестьянину. Его Чичиков восклицает «Да где же вы милые? Куда занесла вас жизнь? Где бродите сейчас?». Хитрость мужика, гибкий ум, упрямство, его несвобода, и в то же время душевная свобода, которой нет у господ,- вот что волновало Гоголя. Его любовь к России, к людям, которые кормят, поят и одевают Собакевичей, Маниловых и Плюшкиных. В Васильевке были совсем иные отношения между крестьянами и господами. Не было телесных наказаний, ни унижений крепостных. Сестра Ольга Васильевна сама лечила крестьян, ухаживала за больными. В своем завещании Гоголь писал, чтобы Васильевка превратилась в приют для бедных.
Бабушка Гоголя – Татьяна Семеновна Лизогуб,- ее черты он отдал любимой своей героине – Пульхерии Ивановне. « Отдаленная деревня» Пульхерии Ивановны – это его Васильевка, имение отца: низенький дом с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков и двор с амбарами и кухней. Пруд. Гоголь любил этот дом и эту скромную жизнь. «Мое сердце всегда останется привязанным к священным местам родины» писал он матери в 1825г. Эти слова он повторял на закате своей жизни. В 1821г. Гоголь принят в Нежинскую гимназию. В гимназию родители привезли больного золотухой худого мальчика, который ночами плакал. Чтобы понять Гоголя, нужно понять, что чувствовал этот болезненный, самолюбивый мальчик, над которым насмехались, и обижали сверстники. Он всегда говорил себе : « вы еще не знаете моей силы, я вам всем докажу на что способен». Болезнь прошла. Ко второму курсу он возмужал, и после каникул привез в гимназию пьесу, и участвовал в организации своего театра. Гоголь сам раскрашивал декорации и играл почти в каждом спектакле. Его актерский талант, или талант передразнивания, здесь раскрылся полностью. Данилевский вспоминает, «если б он поступил на сцену, он бы был вторым Щепкиным» В учебе у него отличные способности, но он часто ленился. У него рано проявились способности к юмору. Речь его отличалась словами мало употребляемыми, в его устах они звучали насмешливо. Слово его было так метко, что его товарищи боялись вступать с ним в словесные споры. В свидетельствах о Н.В.Гоголе я прочитал негативные воспоминания о нем его соученика по нежинской гимназии Любича – Романовича, но решил не включать их в свое выступление. Гоголь к людям, которые ему не нравились, относился с иронией и пренебрежением, чем вызывал к себе их негативное отношение. (Дело в том, что семья Любич – Романовича была богатой, и был он со своими соучениками высомерным)
У него все перерабатывалось в горниле юмора. Страсть к сочинительству у Гоголя проявилась чуть не с первых дней поступления в гимназию, в это же время он пишет стихи и активно участвует в рукописных лицейских журналах. Внезапно у Гоголя умирает отец, - письмо матери: « Дражайшая маменька только в тебе я нахожу источник утешения и утоления моей горести. Я не могу больше быть счастлив, лишившись лучшего отца, вернейшего друга, всего драгоценного моему сердцу. Но я имею нежную добро деятельную мать, которая может мне заменить отца и друга»
После окончания Нежинской гимназии Н. Гоголь едет в Петербург. У этого честолюбивого юноши цель – познакомиться с А. С. Пушкиным. В начале 1829 г. Гоголь сделал попытку познакомиться с Пушкиным. Гоголю повезло, когда он первый раз сам навестил Пушкина, слуга его не пустил, сказав « барин почивают» , « а что он всю ночь работал» спросил Гоголь,-« нет играли в картишки» ответил слуга. Прими Пушкин начинающего поэта, прочтя его поэму «Ганц Кюхельгартен», несдобровать бы ему. Вряд ли бы Пушкин одобрил это слабое подражание ему, Пушкину. Судьбе было угодно, чтоб Гоголь и Пушкин встретились в другое время и при других обстоятельствах.
Гоголь пишет две статьи в Литературной газете, и на него обратил внимание Плетнев. Знакомство произошло в мае 1831г на вечере у Плетнева. А.С.Пушкин поддержал восторженного провинциала. В сентябре 1831г. написаны « Вечера на хуторе близ Диканьки» Первым слушателем был А.С.Пушкин. «Вечера на хуторе близ Диканьки» изумили меня. Вот настоящая веселость; искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности. А местами, какая поэзия. Все это так необыкновенно в нашей литературе» Так написал А. Пушкин в рецензии к повести, и помог опубликовать. Н. Гоголь сразу стал известен в литературных кругах Петербурга и Москвы. Огромный успех « Вечеров на хуторе близ Диканьки» написал П.Кулиш, заставил Гоголя оглянуться вокруг себя и задуматься, кто он есть. Он пишет маменьке, чтобы она прислала ему отцовские комедии и все писала и присылала о быте, одежде, обычаи, песни, пересказы мало россиян. Он пишет: здесь так начало занимать всех все мало российское, - это составляет мой хлеб. Это Гоголь делает в Петербурге модным все мало российское. Пять лет знакомства и дружба с А.С.Пушкиным до мая 1836г. были годами, когда написано, начато и задумано было все, что сделало Н.Гоголя великим писателем. Я задал себе вопрос: почему Пушкин так сразу принял Гоголя? Как он почувствовал, с кем он встретился? В те 30 годы Пушкин был одинок, устал от невзгод, многие отошли от него; ему хотелось искренности, чистоты отношений, а этот одаренный восторженный юноша, так нуждался в поддержке и был благодарным слушателем. Он знал почти все стихи Пушкина наизусть. Гоголь написал, что у Пушкина он научился смотреть на все явления жизни глазами народа. Пушкин дал толчок творчеству Гоголя. Он первый угадал в Н. Гоголе явление.
« Они два разных гения – удачливый, гармоничный и гениально беспечный – Пушкин. Второй: жертва исскуства, изгой света и обычаев, обитатель чердака, лишенный женского общества – Гоголь». Так написал Золотусский. Пушкин воспитывался барчуком, а Гоголь с детства был всегда среди народа, забор в поместье Гоголей лежал на земле. Он знал все обычаи и жизнь своего народа.
Гете говорил: "Способности нам даны от рождения одинаковые, но своим развитием, мы обязаны великому множеству воздействий окружающего мира» Самым главным воздействием на Гоголя был Пушкин.
А вот что писал В. Белинский: « Отличительной чертой характера произведений Гоголя суть простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность,- это есть верный признак истиной поэзии, истинно зрелого таланта. Гоголь сделался известным своими « Вечерами на хуторе». Это поэтические очерки его любимой Малороссии, полные жизни и очарования. Это поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви. Читайте вы его « Майскую ночь» в зимний вечер, у пылающего комелька, и вы сразу забываете о зиме с ее морозами и метелями, вам будет чудиться эта светлая прозрачная ночь, благословенного юга, полная чудес и тайн. Эти картины показывают, до чего может возвыситься талант Гоголя, которого не оставляет любовь к своей прекрасной, своей ненаглядной Малороссии. Гоголь поэт. У нас в России много писателей, но нет поэтов.
Поэт – высокое и святое слово. Гоголь владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким. В настоящем времени он является главой литературы, главой поэзии, он ставится на место, оставленное Пушкиным. Влияние Гоголя на русскую литературу было огромное».
Я сразу вспомнил, что на столе у В.Высоцкого стояло полное собрание сочинений А.С.Пушкина. Он часто возвращался к нему. У Пушкина он учился, как сделать так, чтобы слово стало музыкой. А.С.Пушкин дал В.Высоцкому тот первый толчок, который так необходим для творческого человека. В.Высоцкий говорил: » Читаю Пушкина и пишу стихи, совершенно не похожие на Пушкинские. Однако чувствую, помогает мне великий поэт».
Кто знает ту бессонную ночь, которую провел юный гимназист Пушкин перед тем экзаменом по словесности, который принимал сам Державин. Может, это и был тот первый толчок для юного гения?
В России, это было время, о котором написал Герцен: »В 30х годах произошел трагический разрыв между лучшими людьми из дворян и Россией народа. И только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в России рабства и мучений »
Это увидели у Пушкина Лермонтов и Гоголь. Молодой писатель Н.Гоголь объявил А.С.Пушкина великим национальным поэтом. Его знаменитая статья :
А.С.Пушкин.
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Сама его жизнь русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский. Он при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами. Пушкина отличает от других поэтов в чрезвычайной быстроте описания и в необыкновенном исскустве немногими чертами означить весь предмет».
Это Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьезно. Он мне сказал: »Как с этой способностью, угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех! и отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать поэму и которого, он бы не отдал никому другому». Это был сюжет «Мертвых душ». Как сказала Марина Цветаева: » И никто из нас не жалеет, что он отказался в пользу Гоголя от замысла « Мертвых душ», которые находились на Гоголевской генеральной линии». Когда Гоголь начал писать « Мертвые души « то своих персонажей он наделял теми недостатками, которые находил у себя и у своих знакомых и друзей, и высмеивал их. Гоголь говорил: «Высмеивая, свои недостатки я становлюсь лучше и чище. А, высмеивая недостатки своих друзей, я начинаю их любить сильнее, так как они становятся ближе и роднее» Я, начал читать Пушкину первую главу из «Мертвых душ». Пушкин вначале смеялся при моем чтении, потом понемногу становился су мрачней, су мрачней, и, наконец, сделался совершенно мрачен. Когда я кончил читать, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия». Меня это изумило. Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка! Тут - то я увидел, что значит дело, взятое из души, и вообще душевная правда. Меня много критиковали, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее и которого нет у других писателей. Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной. Мысль о написании «Ревизора» принадлежала также Пушкину. Цензура не пропустила его пьесу « Ревизор», тогда он через Жуковского передал свою рукопись самому императору Николаю, который разрешил ее поставить. Актерам пьеса не понравилась, его поддержал только великий Щепкин. Во время постановки присутствовал император. Государь был в эполетах, вспоминает фрейлина Смирнова, партер был ослепителен, весь в звездах и других орденах. Министры сидели в первом ряду. Они аплодировали при аплодисментах государя, который держал руки на барьере ложи. Такого Российская империя еще не видела – сам царь на премьере. Пьеса идеально вписывалась в русло борьбы с коррупцией – взяточники непременно будут наказаны, и настоящий ревизор обязательно явится. Бесподобная ирония Гоголя влияла на общественное мнение страны. Смеясь над своими недостатками, чиновники вынуждены были их искоренять. Философ и тонкий публицист В.Розанов сказал: «Ни один политик, ни один политический писатель не сделал в политике столько, сколько сделал Н.В.Гоголь.
Н.Гоголь встречает новый 1834г. У него грандиозные планы. Он весь в предчувствии работы. Впереди слава, и он это знает. Он пишет воззвание к Гению: Великая, торжественная минута.…У моих ног шумит мое прошедшее; надо мной сквозь туман светлеет неразгаданное будущее. Молю тебя, жизнь души моей, мой Гений! О, не скрывайся от меня! Пободрствуй надо мной в эту минуту и не отходи от меня весь этот, так заманчиво наступающий для меня, год. Какое же будешь ты, мое будущее? Блистательное ли, широкое ли? О, будь блистательно! Будь деятельно, все предано труду и спокойствию! Будь, наступивший год моим ангелом. Если лень и без чувственность хотя бы на время коснутся меня,- о, разбуди меня! Не дай им овладеть мною!
Таинственный, неизъяснимый Новый год! Где означу я тебя великими трудами?
В моем ли прекрасном, древнем, обетованном Киеве, увенчанном садами, опоясанном моим южным прекрасным небом, упоительными ночами, где гора обсыпана кустарниками, с своими как бы гармоническими обрывами, и подмывающий ее мой чистый и быстрый, мой Днепр .- Там ли? – О!…Я не знаю, как назвать тебя мой Гений! О, взгляни! Прекрасный, низведи на меня свои небесные очи! Я на коленях. Я у ног твоих! О, не разлучайся со мной! Живи на земле со мной! Я совершу… Я совершу… Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над нами будет веять недоступное земле божество!
Я свершу!…О, поцелуй и благослови меня!
Н.В.Гоголь был великим поэтом.
В 1835г. Гоголь сотрудничал с Пушкиным в «Современнике». В мае 1836г. Н.Гоголь не попрощавшись, не объяснившись с Пушкиным, уезжает с Данилевским за рубеж. Было написано: непонятно что между ними произошло. Я уверен, что произошло следующее: Пушкин, сотрудничая с Гоголем в «Современнике» отстаивал право народа на бунт, а Гоголь, как человек верующий, был категорически против этого права. Больше они не встречались и не переписывались. Расставшись с Пушкиным, Н. Гоголь больше ничего значительного не написал. Смерть Пушкина была воспринята Гоголем как величайшая личная утрата: «Моя утрата всех больше… ничего не предпринимал, ничего не писал без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему, а работа над «Мертвыми душами» для меня,- это как завещание Пушкину.
Петербург не радовал Гоголя, он мерз в нем в своей шинели зимой, задыхался летом в каменной клетке квартиры, зной был тяжел от влаги, поднимавшейся с болот. Петербург, как ему казалось, не принял его, он в ответ – не принял Петербурга. Горькое объяснение с публикой по поводу комедии «Ревизор». Все против меня,- писал Гоголь, купцы, чиновники, литераторы против меня. На Гоголя обиделись все сословия, которых он выставил в пьесе.
Пушкин как-то сказал, что Гоголя в Москве любят больше, чем в Петербурге. Гоголя в Москве любили потому, что в нем слышали любовь к России, а в Петербурге считали, что Гоголь поносит Россию. Петербург был городом неудач Гоголя, его поражений, он потерпел поражение на службе, на поприще ученом, преподавая в университете, он не стал актером, хотя пытался попасть на сцену. Впрочем, Муза и Пушкин стояли у Гоголя рядом, трудно было отделить Музу от Пушкина, а Пушкина от Музы. Все, что при жизни Пушкина делал Гоголь, что он писал, замышлял, было связанно с именем Пушкина, с критикой или одобрением Пушкина. Без Пушкина Гоголь не мог представить своей поэтической жизни.
Москва баловала Гоголя. Аксаковы видели в нем восходящую звезду литературы. Москва сплотилась вокруг Гоголя. Гоголь был не представитель какого-то направления в литературе, а просто национальный талант, просто радость, просто праздник. Когда он читал в доме Погодина своих «Женихов»- успех всеобщий. Читал Гоголь так,- пишет Погодин, это верх совершенства, без слез нельзя было слушать, а потом все покатывались от смеха. Восторженный Щепкин воскликнул: «Подобного комика не видел, и не увижу»
В последствии Н.Гоголь часто выезжал за рубеж. Подолгу жил в Италии, был во Франции, Германии. И вот что он написал об этом:
«Мне нужно удаление от России затем, что бы пребывать живее мыслью о России. Почти у всех писателей и поэтов, которые не лишены творчества, есть способность, которую я не назову воображением, способность представлять предметы отсутствующие так живо, как бы они были перед нашими глазами. Способность действует в нас только тогда, когда мы отделяемся от предметов и событий, которые описываем. Вот почему поэты большей частью избирали эпоху от нас отдалившуюся, и погружались в прошедшее. Прошедшее, отрывая нас от всего, что ни есть вокруг нас, приводит душу в то тихое, спокойное настроение, которое необходимо для творчества. Я знал, я чувствовал, что узнаю цену России только вне России и добуду любовь к ней вдали от нее».
Это высказывание Гоголя раскрывает секрет успеха В.Высоцкого, написавшего цикл стихов посвященных войне,– о которой знал только понаслышке.
В мае 1840г. Н.Гоголь празднует свой день рождения. Уже написаны «Ревизор», »Мертвые души», « Тарас Бульба». В гостях: Вяземский, Аксаков, Жуковский, Языков, Тургенев, Загоскин, Лермонтов, Чаадаев, Щепкин, Баратынский. Н.Гоголь читает отрывки из своих произведений. Все в восторге. Лермонтов читает для Гоголя только что написанные « Мцыри» Это триумф Н.Гоголя. Жаль, что нет уже Пушкина. Представляете, провинциал из Нежина, честолюбивый Гоголь, покорил Петербург. Лучшие люди России у него в гостях. Он во главе стола. Все его приветствуют. Он осуществил свою мечту, и покорил их богатством языка, колоритностью малороссийской темы и бесподобной иронией. На другой день в гостях Гоголь снова встретился с Лермонтовым. Сидели до 2х часов ночи. Гоголь никогда так поздно не засиживался, случай для него необычайный. Можно только догадываться о впечатлении, которое произвел на Гоголя уезжающий в ссылку на Кавказ Лермонтов. Потом Гоголь напишет о Лермонтове: «никто у нас не писал еще такой благоуханной прозой». Выстрел, прозвучавший в июне 1841 г. больно отзовется в сердце Гоголя, он откликнется горькими строками сожаления о судьбах русских поэтов.
С.Ефремов приводит такой факт: « Скоро я выучился грамоте, и случилось мне прочитать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и скажу, что после книжки Гоголя впервые почувствовал себя сыном родной земли. А с Тарасом Бульбою запала ему в душу первая искра национального самосознания. Он написал, что, читая на русском языке «Тараса Бульбу» я почувствовал впервые себя украинцем, и всегда удивлялся, почему среди украинских гетманов нет Тараса Бульбы. Ведь такой рыцарь должен быть гетманом.
Я решил поставить под сомнение всю мистику, и все тайны связанные с Н.Гоголем и начал искать достоверные подтверждения своих сомнений. Самым достоверным источником был для меня сам Н.В. Гоголь. Дело в том, что его болезнь описана и поставлен диагноз только сейчас. А лечили Н. Гоголя от воспаления печени, кишечника, менингита – кровопусканием, пиявками, голодом, холодным обливанием, всем тем, чем лечить его было нельзя. У него был маниакально - депрессивный психоз. Все свои гениальные произведения он написал в моменты, когда болезнь отступала. В это время он был необычайно весел, мог прямо на улице танцевать, перо буквально летело по бумаге, лихо закручивались сюжеты. Языков описывал случай в Риме, когда Гоголь танцевал на улице и сломал свой зонтик. Приведу слова Гоголя: »Нужно благодарить Господа и принимать болезнь как благо, потому что только она ( болезнь ) дает возможность глубоко задуматься про сущность жизни и смерти». Мне кажется, что все гениальное написанное Гоголем было ответом на свою болезнь. Преодоление своей болезни. В этом есть величие духа Гоголя: » Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. Часто бывает так тяжело, так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем теле, что рад бываешь, как бог знает чему, когда заканчивается день. Часто в душевном бессилии, восклицаешь: « Боже! Где же, наконец, берег всего?» О! как нужны нам недуги! Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы не стал таким, каким мне следовало быть». Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла!
Я вспомнил интервью с академиком Святославом Федоровым, который, будучи студентом, мед института, лишился одной ноги. И он сказал, что, став инвалидом, он поставил перед собой задачу, и вся остальная жизнь была подчинена этой задаче. Пока его сверстники занимались всякой ерундой, он не выходил из библиотеки, и работал с утра до вечера. Все что он достиг в жизни,- только потому, что он был инвалидом.
Зимой 1843-1844 г. Вьельгорские, которые были поклонниками таланта Н. Гоголя, снимали особняк в Ницце. Н.Гоголю была отведена комната. По утрам они все вместе прогуливались у моря. Младшая дочь, 20 летняя Анна, жадно внимала каждое слово знаменитого писателя. Н.Гоголь называл ее, Анну – благодатью. Она была буквально околдована Николаем Гоголем: « я вижу вашими глазами, мыслю вашими мыслями»- говорила она. Анна, читаем в воспоминаниях Н.Гоголя, единственная женщина, в которую он был влюблен. Он заботился о ее здоровье. Это единственный случай, когда Н.Гоголь писал не о своем здоровье, не о своих хворях, а о болезнях другого человека. «Ради Бога не сидите на месте, гуляйте, вы еще слабы, и должны это знать» Он признавался, что у него захватывает дух от радости при встречи с сестрами Вьельгорскими. Он обезопасил себя от унижений отказа, и сделал предложение через мужа старшей сестры Веневитинова, который заявил Н.Гоголю, что его дело труба и не может идти речь о женитьбы,- так гласит семейное предание. С. Аксаков в письме сыну, обронил страшную фразу: «поистине я не знаю ни одного человека, который бы любил Гоголя, как человека, а не как знаменитого писателя, которого любили многие». А женщиной, которая по настоящему захватила Н.Гоголя, и с которой он был связан до конца жизни, была Александра Смирнова Россет. Юная фрейлина самой императрицы. С ней дружили Пушкин, Жуковский, Лермонтов. Только Н. Гоголю она открывает свое сердце, с ним она часто вспоминает родную Украину. Она ему пела песни: «Ой, не ходи, Грицю тай на вечерниц и». Гоголя она называла его «хохликом». Однажды, будучи женой Калужского губернатора, она сказала Гоголю: «А вы мне кажется, влюблены в меня!». Гоголь растерялся и тут же убежал. Н.Гоголь ни перед кем не обнажал своей души так, как перед Александрой, он ей посвятил много страниц своей книги «Выбранные места с переписки с друзьями» Это она ему задала вопрос: кто он русский или украинец по своей натуре. Это она, Александра, в 1845 г. смогла убедить императора в назначении Гоголю годовой пенсии в тысячу рублей на три года. Самой Александре Смирновой – Россет Гоголь напишет: «Любовь, что соединила нас – высокая и святая; она опирается на душевную помощь». Многие не могли понять платонической любви двух сердец. Гоголь писал: «Она была моим единственным утешителем тогда, когда навряд кто-либо мог мне помочь. Они часто встречались за границей. После смерти Гоголя она грустила о нем еще тридцать лет. Хочу прочитать Вам то, что написал о Гоголе Аненков П. В.
«Н.В.Гоголь необычайно дорожил внешним блеском, обилием и разнообразием красок в предметах, пышными, роскошными очертаниями, эффектом в картинах и природе. «Последний день Помпеи» – Брюллова привел его в восторг. Полный звук, ослепительный поэтический образ, мощное, громкое слово, все, исполненное силы и блеска, потрясало его до глубины сердца. Он просто благоговел перед произведениями Пушкина за изящество, глубину и тонкость их поэтического анализа, но также с выражением страсти в глазах и голосе, читал и стихи Языкова. Когда Гоголь приехал из – за границы «Выбранные места из переписки с друзьями» уже были опубликованы и осуждены, причем на автора восстала как Москва, так и Петербург. Не было в России сословия, которое бы не откликнулось на книгу. Одни говорили, что Гоголь оболгал Россию, другие оскорбились за поношение западной цивилизации, за восхваление церкви и монархии. Книга была полна излишеств, которые потом осудил даже сам Гоголь. Просто он хотел разом решить все вопросы русской жизни, но такая цель ему была не под силу. Он судил русскую реальность судом идеальности. Это был строгий суд. Он взял на себя тон пророка. Во многих голосах слышалась вражда. Пророчество Гоголя шли от сердца. Ему ответил гневно Белинский. Для которого книга Гоголя была «падением» и назвал его проповедником кнута, « апостолом невежества» Мне кажется, что эта книга была написана, когда Гоголь находился в состоянии депрессии.
В жизни Гоголь был очень целомудрен и трезв. Он заставлял других читать и сам читал Державина. Чтение его с мало российским напевом было чрезвычайно обаятельно и такой яркий колорит получался в его устах. У Гоголя был замечательно тонкий эстетический вкус, и можно легко понять то очарование, которое имело место при беседах с ним. У Аксаковых Гоголь читал «Тяжбу»,- он неохотно подошел к столу, сел на диван, и вдруг икнул, потом другой раз, третий. Дамы начали переглядываться. Хозяева смутились, им показалось, что Гоголю обед не понравился. Гоголь снова заикал, вынул рукопись, и тут все догадались, что икота есть началом драматического отрывка, под именем «Тяжба». Лица всех озарились смехом. Щепкин заморгал глазами полными слез. Восторг был всеобщим. После чтений Сергей Трофимович Аксаков жал руку Гоголю и повторял «Гениально, Гениально».
А вот как оценил творчество Гоголя Проспер Мериме: « Гоголь тонкий, даже дотошный наблюдатель. Он безжалостен к злобе и глупости, в его распоряжении только одно оружие – ирония. Читая Гоголя, кажется, что видишь наяву его действующих лиц. Он знакомит нас с их причудами, привычками, малейшими жестами.
Русский язык, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовалась бы для этого целые фразы. Если судить о России, святой Руси, по картинам нарисованным Гоголем, создается ужасное впечатление, он показывает дураков или предлагает любоваться негодяями. Он ищет оригинальные национальные черты вдали от столичных городов. Гоголь, будучи украинцем, имеет особое пристрастие к Украине. «Тарас Бульба» – это живая и точная картина запорожских нравов, которые играли большую роль в летописях России и Польше. А сам Тарас Бульба является тем героем, с которым лучше разговаривать, держа в руках заряженное ружье, и он невольно вызывает во мне восхищение, хотя я его стыжусь. «Мертвые Души» – имели огромный успех в России, где правдивое изображение провинциальных нравов. «Мертвые души» и Ревизор острая и горькая сатира, скрытая грубой шутливостью и высказывает много смелости, громя пороки людей, правящих страной. Во Франции ему было бы невозможно найти прототипов, и цензура не пропустила бы этих пьес. В России из – за правдивости выведенных типов, его пьесы сыграли на сцене. Гоголь подвергся резкой критикой реакционной прессы. Гоголь старался вызвать смех по поводу негодяев, которых нужно было бы судить. Правительство, бессильное уничтожить злоупотребление, страдая от общего разложения, должно было согласиться на содействие такого помощника как Гоголь. Во Франции, где правительственные чиновники окружены наблюдением прессы, эти комедии не имели реального основания».
Когда начинаешь читать о Гоголе, в какой то период его жизни, нужно обращать внимание на его болезнь. Был ли он в состоянии депрессии или нет. Здесь просматривается параллель с Достоевским, который тоже был неизлечимо болен. Но если Достоевский свою болезнь ( эпилепсию ) принимал как должное, и своими ощущениями во время приступов наделял героев своих романов, то Гоголь во время депрессии безмерно страдал, вымучивая каждое слово, проза выходила из под пера блеклой, серой. За свою жизнь Н.Гоголь 10 раз сжигал свои рукописи. Мне кажется, и я в этом уверен, что он сжигал только рукописи, написанные во время депрессии. С каждым годом промежутки между приступами становились все меньше и меньше. Последние 10 лет жизни Н.Гоголя муза его покинула. А здесь уже просматривается параллель с А.Блоком, которого в конце жизни тоже покинула муза, и он лег, и больше не вставал. Творческий человек без творчества погибает. Тайны смерти Н.Гоголя не было. Последние три дня жизни он перестал принимать пищу, перед этим долго постился. По телу Н.Гоголя можно было изучать анатомию, – такой он был худой. Н.Гоголь рукописи сжигал не потому, что ему советовал это сделать его духовный наставник, а потому что он чувствовал, что написаны они были не талантливо ( в последние годы жизни Гоголь был болезненно регилиозен ) Я помню нам говорила учительница по русскому языку, что это церковники погубили труды великого писателя.
А вот что написал об этом сам Н.Гоголь:
« Когда я вспоминаю уничтоженную мною книгу « Мертвые души» не могу не воз благодарить за насланное мне внушение ее уничтожить. Мне тяжелей, чем кому - либо другому, отказаться от писательства, когда это составляло единственный предмет всех моих помышлений, когда я разорвал все связи с тем, что мило человеку на земле. Мне не легко отказаться от писательства; одни из лучших минут в моей жизни были те, когда я, наконец, клал на бумагу то, что выносилось долговременно в моих мыслях, когда я до сих пор уверен, что едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Но как честный человек я должен положить перо, если у меня отнялась способность писать, потому что ,- скажу откровенно, - жизнь потеряла для меня вдруг всю цену, и не писать для меня совершенно значило бы тоже, что не жить».
У Н. Гоголя было 6 фобий
Первую фобию ему внушила в детстве его родная мать сценой из «Страшного суда» после смерти. У него также была фобия внезапной смерти, фобия быть похороненным живым, фобия отравления лекарствами, фобия от самих похорон, и сам вид покойников. А больше всего он боялся и испытывал ужас перед профессиональной смертью. Последние 10 лет он не мог ложится в постель, ему казалось, что он сразу умрет. Поэтому он проводил все время в кресле, часами сидел, неподвижно уставившись в одну точку, и все время про себя читал молитвы. Он просил у Господа ни здоровья, ни долгих лет жизни, нет, он просил только одного: хотя бы на две недели дать ему вдохновения закончить свой труд, которому он посвятил 5 лет своей жизни. Он хотел закончить 2 том «Мертвых душ» Но, к сожалению этого не произошло. Работая над вторым томом «Мертвых душ», Гоголь задумал посетить Иерусалим, как искренне верующий, он хотел в Иерусалиме испросить себе право писать перед гробом господнем. Вот почему он посетил Иерусалим, - ему нужно была очная « встреча с Христом ».
Н.Гоголь умер ночью во сне, так уходят из жизни, люди которых любит Господь. Так ушел от нас А.Блок, так ушел от нас В.Высоцкий. Перед смертью Н. Гоголь написал завещание, в котором предупреждал, о том, чтобы его не похоронили во время летаргического сна, в который он иногда впадал. Легенда о том что, Гоголь впадал в летаргический сон, вероятно, возникла из-за того, что после страшной усталости Гоголь мог спать по 3 дня. Есть письменное заключение человека, который снимал с лица Гоголя гипсовую посмертную маску. По просьбе близких людей его попросили не снимать маску еще сутки. Посмертная маска, полностью перекрывала дыхательные пути.
Похоронили Н.Гоголя в Свято – Даниловском монастыре. На могилу Н.Гоголя Аксаков привез с берегов Черного моря камень похожий на Голгофу, и его вместе с крестом поставили на могилу.
«Гоголь умер! – какую русскую душу не потрясут эти два слова? – Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам все еще не хочется ей верить. В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит, наконец, свое долгое молчание, что он обрадует, превзойдет наши нетерпеливые ожидания, - пришла эта роковая весть! – Да, он умер этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим : В день, когда его хоронит Москва, нам хочется протянуть ей руку из Петербурга – соединиться с ней в одном чувстве общей печали. Мысль, что прах его будет покоиться в Москве, наполняет нас каким-то горестным удовлетворением. Да, пусть, он покоиться там, в этом сердце России, которую он так глубоко знал и так любил» Иван Тургенев.
За эту статью, опубликованную в газете, он был арестован. А дело было так: он послал статью в журнал, а цензура ее не пропустила только на том основании, что он назвал Гоголя – великим. На другой день И.Тургенев встретил своего знакомого, который очень удивился, что Тургенев никак не про реагировал на смерть Гоголя. Тургенев дал ему свою статью, которую не пропустила цензура, и он ее опубликовал. И Тургеневу пришлось отсидеть в полицейском участке.
При жизни Гоголь подвергся критики со стороны Виссариона Белинского. Белинский точно определил задачи Русского развития: 1 Уничтожение крепостничества. 2. Отмена телесных наказаний. 3. Строгого соблюдения закона всеми сословиями. Гоголь придерживался такого мнения по отношению к соблюдения законов, но отмену крепостничества был не склонен считать делом первоочередным. Он считал, что богом предназначено мужику работать на барина. В письмах к сестре в 1846г он пишет, чтобы она следила за работой мужиков: - если они ленятся, скажи, что бог приказывает трудиться на барина с усердием. Он, Гоголь в жизни был типичным барином – помещиком.
« В 1931 произошло пере захоронение останков Н.Гоголя на Новодевичье кладбище. Я прочитал, что во время пере захоронения камень и крест « загадочно исчезли» Видно, кто-то из чиновников решил, что крест на могиле великого писателя не должен стоять. Есть свидетельство человека присутствовавшего при откапывании гроба с останками Н.Гоголя, где он видел, что гроб сильно наклонился. Тем не менее, писатель Лидин тоже присутствовавший при вскрытии гроба написал, что останки лежали на боку, и вроде была повреждена обшивка изнутри, и он сделал заключение, что Н.Гоголя похоронили во время летаргического сна. Сам писатель Лидин имел репутацию человека способного приврать. Не было взято во внимание, что гроб пробыл в земле 79 лет. Мне кажется, что слухи о том, что Н.Гоголь был похоронен во сне, были распространенны не случайно, и в эту версию поверили, и она стала официальной. Я помню, как в школе, наша учительница рассказывала нам детям о том, как царизм погубил гениального русского писателя.
11февраля 1909г. на кладбище двое бродяг тащили под руки пьяного кладбищенского сторожа, услышав свисток городового, они бросились бежать, оставив сторожа на снегу. Городовому он успел сказать: «Склеп разорили, череп Гоголя похитили» и умер. Эти данные были засекречены. Орудовала банда «жителей царства теней». Похитив череп великого писателя, и убив сторожа, они обвинили в этом масонов. Филер Сергей Бортник, рискуя жизнью, вошел в доверие банды. Во время задержания - была перестрелка. Бортник своим телом прикрыл череп великого писателя. Череп после заупокойной службы 17 февраля 1909г. был захоронен вместе с останками, а филер скончался от ран. Возможно, что души скромного филера и гениального писателя встретились в раю
Я прочитал свидетельство жены М. Булгакова о том, что она после смерти мужа в 1940г., находясь на кладбище, зашла за сторожку, и увидела странный камень, сторож сразу ей сообщил, что это камень с могилы Н.Гоголя. Она его поставила на могилу М.Булгакова. Не было тайны исчезновения камня и креста с могилы Н. Гоголя, - забыли спросить сторожа. Всю мистику вокруг Н.Гоголя создавала официальная власть. С этим камнем получилось так, как бы М.Булгаков принял эстафету не только в жизни, а и в смерти от Н.Гоголя.
Дело в том, что Н.Гоголь во втором томе « Мертвых душ « описывал пришествие дьявола в наш мир. Эта рукопись сгорела в камине, а пришествие в наш мир дьявола написал М.Булгаков, и когда читаешь какое количество первоисточников, он использовал в романе, начинаешь понимать какую грандиозную работу провел М.Булгаков. Может быть, поэтому Господь не дал возможность Н.Гоголю закончить свой роман, - наверняка знал точно, что М.Булгаков сделает это талантливее.
Меня заинтересовал один факт из жизни Н.Гоголя. Он жил в одно время с Т.Г.Шевченко в Петербурге. Я не нашел ни одного свидетельства их встречи или переписки. Гоголь почему-то избегал даже упомянуть имя нашего гениального поэта Т.Г.Шевченко. После смерти Н.Гоголя Шевченко очень сожалел, что они не встретились. Оказывается, Н.Гоголь не один раз принимал участие в судьбе Шевченко. Имея влияние на Жуковского и Брюллова, он сам, нуждаясь, собирал средства для бедствующих художников, в числе которых был Шевченко. Гоголь этого никогда не афишировал, скромность - была его отличительной чертой. По словам Данилевского, Гоголь ему говорил: « Я знаю и люблю Шевченко как земляка и талантливого художника. Мне пришлось и самому про участвовать в его судьбе, и высказывал критические замечания по поводу формы поэзии Шевченко, но подчеркивал, что сама его судьба вызывает сочувствие и боль » Это высказывание, вырванное из текста, я прочитал в статье о Шевченко. Я нашел эту статью, и решил прочитать ее вам всю. А дело было так: в 1851г. писатель Данилевский и профессор Московского университета О.М. Бородянский посетили Гоголя. Состоялся разговор: « А Шевченко?» спросил Бородянский. Гоголь на этот вопрос с секунду помолчал и нахохлился. На нас из-за конторки посмотрел осторожный аист. « Как вы его находите?» повторил Бородянский.- « Хорошо, что и говорить,- ответил Гоголь: только не обижайтесь, друг мой… вы - его поклонник, а его личная судьба достойна всякого участия и сожаления».- « Но зачем вы пришиваете сюда его судьбу? С неудовольствием возразил Бородянский; - это постороннее.. Скажите о таланте, о его поэзии».- «Дегтю много,- негромко, но прямо проговорил Гоголь; - и даже добавлю, дегтю больше, чем поэзии». Нам-то с вами малороссам это, пожалуй, приятно, но не у всех носы как наши. Да и язык». Бородянский не выдержал, стал возражать и разгорячился. Гоголь ответил спокойно « Нам Осип Максимович, надо писать по-русски, - сказал он,- надо стремиться к поддержке и упрочнению одного, владычного языка для всех родных нам племен. Доминантой для русских, чехов, украинцев, сербов и белорусов должна быть единая святыня – язык Пушкина, какой является Евангелие для всех христиан, католиков. Нам малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная,- продолжал Гоголь, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Я знаю, и люблю Шевченко, как земляка и даровитого художника, и мне не раз удалось и самому кое-чем помочь в его судьбе. Русский и малоросс – это души близнецов, пополняющие одна другую. Отдать предпочтение, одной в ущерб другой невозможно. Всякий пишущий теперь, должен думать не о розни. Шевченко погубили как поэта наши умники, натолкнув его на произведения, чуждые истинному таланту. Как это актуально сейчас в наше время.
В 1850г. Шевченко написал посвящение Гоголю, и ему его передали:
…..Брате
не заревут в Украине
вольнии гарматы
не зариже батька сина
 своее дитини……………За волю Украины.!

Н.Гоголь на это послание не ответил и выбросил его в камин. Он был патриотом России, в составе которой была Малороссия, которую он любил. Хочу привести высказывание Гоголя о дворянах, против которых так выступал Т.Шевченко: «У нас в России дворянство есть цвет нашего населения. Большей частью заслуги перед царем, народом и всей землей русской возводили у нас в знатный род из всех сословий. В награду за доблести, за честную службу даются ему в управление крестьяне. Дворянство должно быть сосудом и хранителем высокого нравственного чувства всей нации, рыцарями чести и добра. А вот что написал Гоголь об императоре, смерти которому желал наш Кобзарь: - « Государство без полномочного монарха то же, что оркестр без капельмейстера: как ни хороши, будь все музыканты, но если нет среди них одного, который бы движением палочки всему подавал знак, никуда не пойдет концерт: блюдет он общий строй, всего оживитель, верховодец верховного согласия! Как метко выражался Пушкин! Как понимал он значение великих истин! А вот происхождение оды императору Николаю. Был вечер в Аничковом дворце,- где приглашены одни избранные, среди них Пушкин. Все в залах уже собрались, но государь долго не выходил. Оказалось, что он случайно развернул « Илиаду» и увлекся чтением, а в залах кипели танцы. Сошел он на бал уже поздно, это не ускользнуло от Пушкина, и плодом его впечатления была следующая величественная ода:
С Гомером долго ты беседовал один
Тебя мы долго ожидали
И светел ты, сошел с таинственных вершин
И вынес нам свои скрижали……
Вправе ли был Пушкин уподобить его древнему боговидцу Моисею? Тот из людей, на рамена которого обрушилась судьба миллионов его собратий, кто страшной ответственностью за них перед богом освобожден уже от всякой ответственности перед людьми, кто болеет ужасом этой ответственности и льет, может быть, незримо слезы, и страдает такими страданиями, о которых и помыслить не умеет стоящий внизу человек. Так Гоголь себе представлял, какими должны быть дворяне и император перед своим народом, и не его вина, если было не всегда соответствие.
В библиотеке им. Гоголя мне дали книжонку, написанную господином О.Балабко на которую я не могу не ответить. Его комментарии к Н.Гоголю вызывают брезгливость. Дело в том, что когда ты хочешь что-то сказать о великом человеке, то если ты говоришь что-то хорошее, - ссылок на достоверность делать не нужно, но если ты хочешь сказать что-то негативное, то нужно обязательно делать ссылки на достоверные источники.
« Жуковский сел в мягкое кресло. Гоголь начал читать пьесу »Выбритый ус» Жуковский задремал, на что Гоголь ответил: если Вам захотелось спать значит ее ( рукопись ) надо сжечь, что он и сделал. Жуковский сказал: « и правильно сделал» Комментарий Балабко: «Чи могла збайдужилого Жуковского схвилюваты драма про казацку республику, про долю Украины?» и не слова про болезнь, если это было написано в состоянии депрессии, то рукопись Гоголь осознано сжег бы и без Жуковского. Сейчас мы уже никогда не узнаем, было ли упоминание в этой драме про долю Украины, которую Гоголь называл всегда Малороссией. Это без почвенные догадки пана Балабко.
Слова Тараса Бульбы: - « Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы боялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальнии и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему! Комментарий Балабко: Гоголь укладав упевненость у тому, що нащадки русичив – украинцы таки матимуть свою державнисть. Автор мав на увази не Россию, а Русь, прадавню державу украинцев, а за часив Бульбы в России вже був цар, и именовалась вона не Россией, а Московией. Пан Балабко намекает, что на Украине уже появился свой царь, и Гоголь это предсказывал. И мы даже знаем, как его зовут…..
Слова Тараса Бульбы: « Вы слышали от отцов и дедов в какой чести у всех была земля наша: и грекам давали знать себя, и с Царьграда брали червонцы, и города пышные и храмы и князья, князья русского народа» Комментарий Балабко: А для того, аби кожному стало зрозумило, що русский це не российский, не московский а наш украинский народ.
Я приведу высказывание самого Н.Гоголя: « Россия,- при одном этом имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, все становится шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека. Это что-то более, нежели обыкновенная любовь к отечеству».
Н.Гоголь в сентябре 1831г. закончил писать и первому прочитал Пушкину «Вечера на хуторе близ Диканьки» В письме Данилевскому от 2 ноября 1831г. Гоголь писал: « Все лето я прожил в Павловске в Царском селе. Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера этих мужей». Комментарии Балабко: »Навряд, ой навряд, пане Миколо, це видбувалось насправди» Дело в том, что Пушкин всегда холодно и надменно обращался с мало знакомыми людьми, как о нем сказал в 1831г. письме Дельвиг. И он был удивлен, видя, как Пушкин был очень внимателен к Гоголю, и сразу его признал. Писатель, по сути, должен быть оптимистом, потому что сущность творчества оптимистична. Даже когда пишешь вещи трагические. Ты должен писать сильно, а уныние не рождает произведения силы. И этот оптимизм в душе Гоголя заронил сам А.С.Пушкин.
Меня шокирует панибратство с великим русским писателем Н.Гоголем этого суки на сына Балабко. Н.Гоголь всегда очень трепетно относился к слову. Он говорил: »Слово это дар Божий»
Пан Балабко хочет уличить Гоголя в нечестности, в обмане, его слова: Россияне дбали и дбают про памятник Гоголю в Риме, аби переконати Европу що Гоголь ихний, а не наш украинский, Н.Гоголь никогда не был украинским писателем. Всегда любил и чтил Россию, в составе которой была его любимая Малороссия, а что бы пан Балабко не смог уличить меня в шовинизме приведу статью Н.Гоголя. « Как полюбить братьев, как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так мало в них прекрасного! Как же сделать это?
Поблагодарить бога нужно только за то, что вы Русский.
Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только воз любит русский Россию, воз любит и все, что ни есть в России к этой любви нас ведет теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состроданья. А сострадание есть уже начало любви. Нет, вы еще не любите Россию. А, не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а, не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к богу ,–не спастись Вам».
Это ответ Н.Гоголя пану Балабко. Н.Гоголь не принадлежит ни Украине, ни России, он уже принадлежит мировой культуре.
Поэт и писатель на поприще слова должен быть безукоризнен. И Пан Балабко не знает, что Гоголь говорил: «Как можно опозорить то, что стремишься возвысить, и как на всяком шагу язык наш предатель». Когда у Гоголя спросили, кем он себя чувствует - русским или украинцем, он ответил: «Скажу вам…что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе породы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, что они должны пополнять одна другую.
Гоголю принадлежат эти слова: «Перед нами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет Вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его.…Какие страшные необработанные поля и пространства вокруг Вас».
Гоголь часто, когда к нему в гости приходил Данилевский, любил вместе с ним петь украинские песни, а любимая его песня была: « ходить гарбуз по городу и питает свого роду..» Петь он любил и всегда говорил, что только в песнях по настоящему открывается моя хохлацкая душа. Гоголь говорил: «Песни для Малороссии, - все и поэзия, и история, и отцовская могила. Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о протекшим быте этой цветущей части России. Песни Малороссии могут вполне назваться историческими, потому что они не отрываются ни на миг от жизни, и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество с какой козак бросает тишину и беспечность жизни домовой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасности и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, ни престарелая мать, разливающая ручьями слезы,- ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи на битву, в вольницу товарищей».
Эти слова сказать мог только патриот Украины
Эти слова сказать мог только патриот Украины
Готовясь к этому выступлению, читая его статьи, я восхитился этим человеком. Н.Гоголь не только писатель, он прекрасный критик, он историк, на его лекции по истории приходили Пушкин и Жуковский. Присутствующая на лекции царица подарила Н.Гоголю перстень с бриллиантом. Его лекции в Петербургском университете были событием в те моменты, когда болезнь отступала. Каждая его лекция, была отдельной повестью. Я не могу не прочитать отдельные главы из нескольких лекций:
« Как чудесно и какой сильной исполнено противоположности появление норманнов – народа, которого гневный Север свирепо выбросил из ледяных недр своих. Горсть людей дерзких, за которыми как будто гонится по пятам мрачный их Один и снеговые горы Скандинавии наводит панический страх на обширные государства! По Северному морю плывут их движущие королевства под началом морских своих королей,- и все падают ниц перед этими малолюдными пришельцами, воспитанными бурею, морями, страшною бедностью Скандинавии и дикою религию».
« Колоссальные завоевания и распространению монголов были также делом почти сверхъестественным. Необъятная внутренность Азии, которая была скрыта от глаз всех народов, осветилась вдруг в самом страшном величии. Эти степи, которым нет конца, озера и пустыни исполинских размеров, где все раздалось в ширину и беспредельную равнину. Эти степи увидели среди себя Чингиз-хана, давшего обет перед толпами своих узкоглазых, плосколицых, широкоплечих, малорослых монголов завоевать мир, и многолюдный Пекин горит целый месяц, миллион народа выстреливается монгольскими стрелами. Словом, как будто на завоеваниях их отразилась колоссальность Азии. Такого быстрого распространения тоже не видала ни древняя, ни новая история».
« Беззащитная открытая земля Украины была опустошена набегами монголов. Нивы были вытоптаны, а жилье сожжено. Весь уцевший народ ушел на Север. И вот выходцы вольные, бездомные, те которым нечего было терять, которым жизнь копейка, которых буйная воля не могла терпеть законов и власти, которым везде грозила виселица, расположились и выбрали самое опасное место в виду азиатских завоевателей – татар и турков. Эта толпа, разрослась и составила целый народ, набросивший свой характер и, можно сказать, колорит на всю Украину, сделавший чудо – превративший мирных славян в воинственный народ известный под именем козаков, народ составляющий одно из замечательных явлений Европейской истории. Оно сдержало опустошительное разлитие двух магометанских народов, грозивших поглотить Европу.
Это было пестрое сборище самых отчаянных людей пограничных наций. Дикий горец, ограбленный россиянин, убежавший от деспотизма панов польский холоп, беглец исламизма татарин, - положили начало этому странному обществу объявившему вечную войну с неверными. Эти люди не имели не укреплений, ни замков. Гнездо этих хищников было не видимо – они все время были в состоянии войны. Жили в землянках и пещерах. Они поворотили против татар их же образ войны. Нападали внезапно, и, схвативши добычу, исчезали. Теперь татары должны были все время ожидать этих неумолимых обитателей порогов. Всякий имел полную волю пристать к этому обществу, но он должен был непременно принять греческую религию.
В этом обществе можно было увидеть зародыш, основание характерного народа. Вечный страх, вечная опасность внушали им какое-то презрение к жизни. Такая разгульная жизнь приманивала каждого. Это было то поэтическое время, когда все добывалось саблей. И вот составился народ, по вере, и местожительства принадлежащий Европе, но по образу жизни, обычаям, костюму – азиатский. Где столкнулись Европейская осторожность и азиатская беспечность, простодушие и хитрость, свирепость и доброта, сильная деятельность и величайшая лень, и нега, стремление к развитию». Так описывал Гоголь зарождение нации. Гоголь написал замечательную работу: «Взгляд на составление Мало России,» в которой рассуждает об ужасах, никчемности и раздробленности, красочно описывает присоединение Южной Руси к Литовскому государству. Из его статей следует, что политическое объединение Киевской Руси, было прервано татарским нашествием в 14-15 веках. Опустевшая территория вновь заселялась выходцами из Литвы, и, прежде всего из России – с севера - восточных княжеств, то есть Русь оставалась Русью, а не превратилась вдруг в Украину. Выводы Гоголя ставят под сомнение всю систему легитимизации нынешней Украинской государственности по схеме Киевская Русь – Казачинна – Украина. Эта одна из главных причин, почему сейчас официальная власть не хочет признавать Н.В.Гоголя, изымает его из школьной программы, и делает его иностранным писателем. По сути, это первое объективное описание мало российской истории. Историк Ф. Витберг в своей статье: «Н. В. Гоголь как историк» утверждает, что Гоголь был весьма оригинальным мыслителем, могущем добиться значительных результатов в науке, если бы не занялся сочинительством, где добился, конечно, большего.
 В конце мне хочется написать про моральные принципы Великого Н.В.Гоголя:
1.Отвечать великодушно на несправедливость.
2.Идти против своего гнева.
3.Помогать ближним даже когда сам нуждаешься в помощи.
 4.Не останавливаться делать добро тем, кто нас оскорбил.

Комментарии 2

intdesign
intdesign от 25 марта 2012 00:54
Интересно написано
qingyuanpyi
qingyuanpyi от 25 марта 2012 02:41
Да, про Гоголя необычно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.