ГАЗЕТЕ «ЖИЗНЬ ЛУГАНСКА» - 25 ЛЕТ
ГАЗЕТА, ГОРОД и ЛЮДИ.
Городская газета «Жизнь Луганска» издание, рожденное перестройкой. И будет правильным рассматривать этот факт в контексте событий того времени. Первый (сигнальный)номер газета вышел в свет 6 ноября 1990 года. Очевидно, по-другому тогда и быть не могло. День 7-го ноября был Красный день календаря. Руководители города ставили задачу, чтоб газета стала участником праздничной демонстрации трудящихся, посвященной Великой Октябрьской Революции.
Начало. Время слова
!990 год - начало не только последнего десятилетия ХХ века, но значительных перемен и событий, как в масштабах страны и республики, так области и города. Это был год последнего, 28 съезда КПСС и его Программного заявления «К гуманному, демократическому социализму», одновременно и первых политических забастовок шахтеров. Уже где-то витала в воздухе ( ещё только на западных и южных окраинах), хотя и был принят Закон «О языках народов СССР», идея разделения (по «национальным квартирам») большой и, ставшей довольно неуютной, из за сплошного, тотального дефицита, страны.
К тому ж, принятый и введений в 90-м году в действие закон о печати и других средствах массовой информации разрушил в этом вопросе безоговорочную монополию партии. Например, появление сразу же, в июле т. г. «Профспілкої газети»(профсоюзы республики добивалась её 50 лет ) воспринималось, как вызов КПУ.
Тем временем в области и городе прошли выборы в местные Советы, по- настоящему на демократической основе. Тогда и возникло желание иметь в областном центре свою городскую газету, которые были во всех других городах и районных центрах края. Более всех желал исправить такую несправедливость председатель городского Совета Владимир Александрович Пантюхин. И уже на 2-ой сессии городского Совета 21-го созыва ( к тому времени был принят закон о печати) сессия «сочла необходимым учредить газету горсовета» и приняла по этому вопросу соответствующее решение. К сожалению, в том решении не было конкретики - ни о названии будущего издания, ни о штате редакции, ни о материально-технической базе и источниках финансирования и т. д.
5-7 сентября 1990 г. 3-я сессия Луганского горсовета наряду с другими вопросами повестки дня вновь рассмотрела вопрос о своей газете. Точнее, о редакторе газеты. Обсуждался он весь световой день, с утра до вечера, и завершился тайным голосованием. В конкурсе тогда приняли участие 5 претендентов. Каждый - представил на суд депутатов свои публикации, проекты программы будущего издания, изложил видение редакционной и тиражной политики газеты, отвечал на многочисленные и довольно пристрастные вопросы участников сессии. В итоге тайного голосования избрали меня - Б.А. Москалюка. Но, и в этот раз ничего конкретного по поводу издания газеты, кроме пожеланий, сказано не было. К тому времени в областном управлении по делам печати официально зарегистрированы были 5 печатных изданий..Наш регистрационный номер значился как ЛГ-6.
Долго подыскивали имя газете. Вариантов было много. Около 50-и названий, большинство в духе перестройки - «Гласность»,»Глашатый», «Голос Луганска», «Трибуна» и даже «Ключ(города)».Остановились на более конкретном и приземленном: «Жизнь Луганска». В других областных центрах также родились аналогичные городские газеты - в Донецке «Город», в Львове «Ратуша», в Черновцах «Черновцы» и т. д и т. п.
Мы говорили начистоту
Молва о новой газете быстро разошлась по местным редакциям. Однако никто из работающих журналистов особо не горел желанием перейти работать в неизвестно куда, к тому ж ещё и безымянную газету.. Вопросов было намного больше, чем на это находилось ответов. У избранного редактора кроме оказанного ему доверия другого ничего и не было. Вместе с тем в газету потянулись люди, скажем, отчаянные, поверившие на слово. А. главное желающие писать - честно, свежо, по-своему. Это Тамара Рябкова, Юрий Чепурнов, Ольга Лукьянова, Валерий Ярыгин, художник Владимир Ануфриенко, фотокорреспонденты Любовь и Александр Слюсаренко. Они были первыми. Никто из них не имел профессионального образования, но их работа, публикации потом стали узнаваемые. У искусства слова много возможностей, но для меня как для редактора и человека, существовало одно правило - не навреди! Слово - сильнее всяких обстоятельств: им можно возвысить человека, содвинуть на добрые дела и даже подвиг; им же можно и убить. Уже несколько позже своим опытом и мастерством усилили потенциал редакции Яков Малахов, Елена Сердюк, Наталья Афанасьева. В те же первые десять лет создавали архитектуру газетных страниц разные специалисты, привнося в общее дело частицу своего умения и таланта. Ответственными секретарями редакции были В. В. Хмелевский, Н. П. Островерх,Н. П. Малахута В. П. Жолобов, Л. А. Мельникова и другие. Когда создавали макет первого номера ГАЗЕТЫ , тесно склонившись головами вокруг полу заполненного белого листа ватмана, Володя Хмелевский (ответсек) обращаясь к художнику редакции Ануфриенко со словами «Ну, что Вовчик, в свободное плаванье?», кто закричал- «Борис Александрович, загадывайте!» Я тогда загадал… Догадаться нетрудно. Оправдала себя на деле и такая негласная норма деятельности редакции, точнее сказать девиз, как то: «Делай имя себе, делай имя газете!» Год за годом ширился и круг внештатного актива. Была даже попытка провести эксперимент - один из номеров «ЖЛ» полностью составить из материалов общественных корреспондентов. Читатели живо откликались на публикации газеты. Помнится, на одну из статей на тему «Наш город» на следующий день в редакцию пришло 21 письмо. За первый год (1991) от читателей мы получили 1590 писем, 860 из них опубликовали. К сожалению, потом редакция перестала вести регистрацию и учет такой корреспонденции. Взамен ввели в газете специальную страницу «Наша приемная на газетной полосе» и начали регулярно публиковать письма-мнения под рубрикой «Я так думаю»..
Настоящему творчеству, всегда необходима духовная опора. Без этого беднеет мысль и язык: язык публицистики, язык журналистики. Что в свою очередь и привлекает читательскую аудиторию. Оказали честь газете публикации на её страницах материалов известного писателя -далеведа В Порудоминского, поэта-депутата горсовета В.Спектора, профессоров - зкономиста В. И. Богачева и медика Н. Н. Земскова,писателя- краеведа Г. С. Довнара и историка-профессора Н. Г. Гончаренко и многих других. Газета увлекала в этот круг сотни людей думающих, не безразличных к происходящему в жизни.
Редакторская практика подсказала мне, что в любом деле, каждый из нас находит прежде всего нечто особо интересное для себя в окружающей его действительности и готов потом посвятить свои силы и способности избранному поприщу. Мне, как человеку давшему имя газете «Жизнь Луганска», как первому её редактору с этим в жизни повезло.
Как наше слово отзовется
У любой газеты есть своя аудитория и территория. Жизнь города - это большое информационное поле, которое пресса должна осваивать, обрабатывать подобно пахарю. Этим проникнуто стремление делать газету информационно насыщенной и как можно разнообразнее освещать городскую жизнь. Такое желание подвинуло к рождению слогана газеты «О многом в немногих словах», который долгие годы присутствовал на её первой странице.
Какой бывает теснота на оживленной улице в час пик - знают многие. Так же и на газетной полосе, при верстке. Всегда тесно, Но в обиде никто не остается. Журналисты не против такой скученности, при условии, что их авторский материал без сокращений пойдет в номер. Бытует мнение, что газета обретает свой облик только на стадии основания, когда необходимо разработать и утвердить уникальный стиль. Однако процесс создания и составления каждого очередного номера издания из отдельных элементов, текста, фотографий - дело постоянное со многими переменными. Пример, формирование из строк, иллюстраций и заголовков тематических страниц. Есть они разовые, есть и более постоянные как «Городские будни». «Забытый Луганск», « Пером и объективом». Газета продукт коллективный и штучно творческий. Убедится в этом нетрудно, пролистав подшивки комплекта «ЖЛ» за все 25 лет.
Действительно до того , как газета стала регулярно, еженедельно выходить(с января 1991 г.) были отпечатаны три сигнальных номера «Жизни Луганска». Отличались они от других областных газет и друг от друга не только по способу печати и вторым цветом офсета (красный, сине-голубой, оранжевый), но форматом, объемом, шрифтами набора текста и заголовков, стилем размещения материалов. Текст первых материалов набирался на типотайпере, неком прототипе нынешнего компьютерного набора, и распечатывался на «гранки». Делалось это в областном управлении по делам печати. А оператором набора была Алла Петровна Елисеева. Без хвастовства, а ради справедливости, отмечу, что многое мы тогда делали впервые. Те же макеты страниц газеты - не в металле, а на бумаге способом «рекле» (режь - клей) для последующей пересъемки на пленку фотоформы для печати офсетом. Словом «колдовали», вначале всем скопом, кто был , в одной из комнат, выделенной в помещении горисполкома, а потом в городской типографии вокруг плоскопечатных листовых машин, марки толи «Доминант», толи «Ромайор».Кстати, типография была буквально в двух шагах по улице Сент-Этьенновской, 13, на первом этаже в здании, где ныне лицей иностранных языков.
Редакция и типографии зависимы, так же как модельер или \закройщик от швеи при пошиве хорошего платья. А заказ был на газету оригинальную, непохожую на другие. С высоты прошедших 25 лет выпуск первого номера «ЖЛ» ныне это, по сути, исторический факт. К сожалению, не запомнились имена печатников той рабочей смены, но выражая благодарность в лице Владимира Васильевича Кулинченко, в то время директора типографии, за понимание и содействие, добрые слова адресованы и им. По -товарищески помогли. За бумагу и печать мы рассчитались позже. Чтоб выполнить задуманное, газету печатали с вечера, всю ночь на нескольких машинах. Переживали, волновались, дело то было новое и технологически хлопотное. Для этого необходимо было новое оборудование. Трижды переносились сроки ввода в эксплуатацию комплекса зданий новой городской типографии по ул.Ватутина Потому редакция «ЖЛ» в номере от 14 декабря 1990 г. об этом выступила с обоснованным вопросом: «Долгострой вступит в строй?»
Разовый тираж каждого выпуска газеты ( по 20 тысяч экземпляров) был условно рассчитан на полную реализацию от продажи в розницу… В этом была доля риска. Примет ли газету читатель? Был вопрос - как её распространять. На первых порах продавать пришлось с рук на городских улицах и остановках. По цене 35 копеек, за один экземпляр, тогда как вся печать продавалась только по 3 коп.. Помогали в этом добровольцы школьники и студенты. Вырученные деньги оказали помощь редакции обрести некоторую самостоятельность и самодостаточность, наладить регулярный выпуск газеты.
Ныне эти, к сожалению, непронумерованные выпуски «ЖЛ» большой раритет.
А, жизнь продолжается!
С самого начала «Жизнь Луганска» стала непросто общественно- политической газетой, учредителем которой являлся городской Совет народных депутатов, а проявила себя как вестник и организатор демократических преобразований и перемен. Сегодня газета себя позиционирует как издание территориальной громады города Луганска. Но суть же не в этом. Редакция ценила и, по-моему, остается верна интересам читателя, помогая - знакомится с повседневной жизнью города и горожан. Естественно, газетчикам всегда приятно услышать добрые отзывы о газете и своей работе. Но больше всего для редакции дороги именно высказывания луганчан - о себе, о жизни, о том, что их интересует и волнует. Они же, в свою очередь спрашивают нас - журналистов - о том, «что мы думаем и что мы хотим». И дать ответить на этот вечный вопрос пытается вот уже четверть столетия, пожалуй, каждый новый очередной выпуск газеты. Об этом было откровенно сказано сразу же с первого выхода «ЖЛ»-ки в свет, в редакционной колонке под заголовком: «С чем идем к людям…». Тут же, рядом на той же странице газета пробовала нетрадиционно для тех времен, непривычно по форме и духу, дать ответ на вопрос: «Кто у руля?»
Действительно, «что мы думаем и что мы хотим?» Таким вопросом задавались многие писатели и журналисты. С этим извечным вопросом входит в жизнь каждое новое поколение. Главное, чтоб устремления были естественны и благородны. Жизнь разнообразна. Она и поле борьбы, и поле созидания. За 25 лет в «ЖЛ» сменился уже ни один редактор и директор, почти полностью обновился коллектив, так воскликнем ж по-Далю: «Жив, жив Курилка!»
Спасибо всем, кто словом и делом поддерживают родное издание. Желаю газете жить долго, вместе с городом, а городу - вечно!
Борис Москалюк
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.