ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ ПОБЕДЫ

 Александр Акентьев



 В преддверии Дня Победы  традиционно говорят о мужестве и отваге советских воинов, стратегических талантах наших полководцев, надёжной и героической работе оборонной промышленности, ковавшей оружие Победы. Однако, когда сходятся два противника, способные извергнуть друг на друга миллионы тонн стали и взрывчатки, на чашу весов в войне падает нечто бестелесное, но тем не менее очень грозное, способное творить чудеса. Это прежде всего невиданные ранее духовная стойкость, сплочение и патриотизм всего советского народа, способность не только к выживанию в сверхтяжёлых условиях, но и заряженность на победу, несмотря ни на какие лишения.

                                   ПАДЕНИЕ ЕВРОПЫ.

  Вот этого последнего не смогли показать страны Запада, бездарно проигравшие начало ІІ мировой войны, хотя в чисто военном отношении превосходили гитлеровский Рейх.Гитлер планировал войну с совершенно новой стратегией, то, что принято называть"блицкригом".  И в этом немалая роль отводилась информационно-пропагандистской войне с разворачиванием "пятых колонн", подавлением противника психоударами. Немецкая диаспора в европейских странах была значительной, и её ещё за несколько лет до войны постарались охватить идеологией национал-социализма и включить в действие.Немцы умело провели серию виртуозных ударов по психике Запада. Против Англии, например, они распространили немало слухов и основательной дезы о том, что их подводные лодки уже заняли боевые позиции в Южной Атлантике и тайно курсируют чуть ли не в устье Темзы. Это было полной ложью. Немецкий подводный флот тогда находился в зачаточном состоянии. Но этот блеф сработал: немцы смогли запугать и британцев, и французов.Кончилось всё Мюнхенским договором, по которому Гитлеру отдали Судеты. А когда он забрал всю Чехословакию, Запад и не шелохнулся.

 Успехи немцев вызвали глобальный психоз, выгодный Гитлеру. С 1938 г. немецких агентов, диверсантов и "пятую колонну" стали видеть везде. Усиленно нагнетался страх, все мыслимые сценарии разных бед и катастроф оказались вбитыми в сознание западного человека ещё до начала реальной войны. Западный обыватель дрожал от страха!

 После же начала II мировой и разгрома Польши, Англия и Франция, объявившие войну Германии как бы в помощь Польше, и с места не сдвинулись. Какой ещё "союзнический долг"если она сама не желает сопротивляться? Однако само столь быстрое завершение польской кампании повергало в шок. А кадры пылающей Варшавы, подвергшейся бомбардировке, потом облетят весь мир, усиливая трепет перед Гитлером в сотнях миллионов сердец и подавляя волю к борьбе.

  Следует операция "Везерюбунг" - дерзкий по замыслу захват Дании и Норвегии, где главную роль сыграло отсутствие у тех воли к сопротивлению.

В мае 1940 г. пришёл черед Бельгии, Голландии и Франции - великой державы.Когда началась немецкая наступательная операция, эти страны охватила паника – везде и всюду  людям мерещились переодетые немецкие шпионы и саботажники. Царила неразбериха, общество разваливалось. Генштабы  Европейских стран захватил шквал ложных сообщений и диких слухов. Командование и правительство Франции практически потеряли управление войсками, отдавались противоречивые приказы. Солдаты бросали оружие, метались охваченные ужасом толпы беженцев. 14 июня Париж без боя был оккупирован германскими войсками.

 Такова была атмосфера европейской войны. Охваченная страхом, не сумевшая объединить свои действия, Европа легла к ногам Гитлера. Глядя сегодня на охваченный паникой, хоть и по другому поводу, Европейский Союз, понимаешь - Гитлер знал с кем имел дело.

                      ВСТАВАЙ СТРАНА ОГРОМНАЯ!

  Когда же была развязана война против СССР, Гитлер встретил совсем другую картину. Да, чтобы одолеть  такого врага, советскому народу надо было собрать все свои духовные силы.Система ценностей советского общества разделялась подавляющим большинством населения. Войну против гитлеровцев народ принимал как справедливую, священную, Великую и Народную. 

 Сталинское слово "Братья и сестры!" и "Враг будет разбит, победа будет за нами!" проникало в сознание каждого. И каждый мог нарисовать себе картину будущей победы. Эта вера передавалась миллионам людей и становилась фундаментальной опорой. А информационно-психологическому аспекту войны Гитлер цену знал. Не случайно "врагом №1" для него стал диктор Левитан, чей голос, охватывая общественное сознание, доносил и горечь поражений, и радость побед.

  Уже в первые дни войны была создана бессмертная песня "Вставай, страна огромная!", ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Она  

приобрела всеобщую популярность на фронтах Великой Отечественной и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. С осени 1941 года "Священная война" стала ежедневно звучать по всесоюзному радио - каждое утро после боя кремлевских курантов. А сколько прекрасных воодушевляющих песен было создано за время войны! Они стали советской классикой. Ничего подобного не было в других воюющих странах.

  В тяжелейшем 1941 г. была организованно проведена заранее спланированная грандиозная, не имеющая аналогов в истории, операция по перебазированию предприятий из угрожаемых районов на восток страны,  которая в конечном итоге и предопределила нашу Победу. Мало того, Сталин, как руководитель страны, думает о будущем. Осенью 41-го его приказом студентов ряда технических вузов, успевших отучиться 4 курса, насильственно изымают из ополчения. В 42-м Сталин дал распоряжение готовить послевоенную финансовую реформу. Кажется мелочь, но и она вселяла уверенность в неизбежности Победы. Таких фактов можно привести много.Например, 1943 год - в разгар самых великих сражений выходят постановления Совнаркома за подписью Сталина об открытии Дома моды на Кузнецком мосту в Москве. Начавший работу в 1944г., Московский Дом моделей шил небольшими партиями новые модели одежды и реализовывал их через коммерческие магазины и спецунивермаги. С 1945 года он начал проводить показы мод для населения. 

  Зная, что во времена тяжёлых испытаний, народ всегда смотрит на действия руководителя страны, Сталин не покинул Москву даже в те дни, когда к ней подступал враг и старался почаще бывать на виду. Известно, привычный порядок в городе сохраняет человеческую психику и не даёт поселиться в ней страху и панике. В столице бесперебойно работал транспорт: метро, трамваи, троллейбусы, даже такси. В том числе и поэтому даже немецкие орды под Москвой и угроза её падения не превратили граждан СССР в бегущее стадо.Так было и в блокадном Ленинграде, когда весной 1942г. после четырёхмесячного перерыва вновь пошли трамваи, огромной радостью зажглись лица ленинградцев. Трамвай стал жизнеутверждающим символом.

 Особенно символическим стал военный парад 7 ноября 1941г. в честь 24-й годовщины Октябрьской революции, проходивший на Красной площади в то время, когда немцы были в 80 километрах от Москвы. Его принимали, стоя на Мавзолее, Сталин и другие руководители СССР. Тот парад имел большое значение для поднятия боевого духа Красной армии и населения страны и не зря считался важной военной операцией.

                                     ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ.

  И здесь я остановлюсь на том, о чём нечасто пишут. В стране во время войны находились миллионы детей, чьи отцы ушли на фронт, а матери встали к станкам в оборонной промышленности. Какой была жизнь детей с ещё неокрепшей психикой в те грозные годы? Ведь от здоровья, самочувствия детей, во многом зависело и душевное состояние их родителей.

  Дети в СССР действительно были привилегированным классом. Большие ассигнования направлялись на образование, воспитание, создание условий для развития личности. Всё лучшее - детям! И дети росли преданными патриотами своей страны. И вот на эту страну, страну счастливого детства, обрушился враг. 

   Забота о детях становится одной из важнейших забот государства с первых военных дней. Ведь дети - будущее страны! Открывались новые ясли, детсады, ремесленные и суворовские училища, специальные школы. И детские дома для тех, чьи родители погибли на войне. Поэтомув то суровое время не возникло массового беспризорничества. Было спасено более одного миллиона детей, оставшихся без родителей или потерявших связь с ними.
 А дети, уже с самого юного возраста чувствовали себя пусть маленькими, но гражданами государства и стремились внести свой вклад в победу над врагом. Иным приходилось, как сыновьям полков, участвовать и в боевых действиях армии, в сражениях партизанских отрядов. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями, а пять пионеров удостоены высокого звания Героев Советского Союза.

  А сколько школьников пришло на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших в действующую армию! После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, участвовали в пошиве обмундирования.Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и ту, что шла для оборонных предприятий. Например, в Москве в 375 таких мастерских работали более 17 тыс. учащихся.8 ноября 1942 года по постановлению секретариата ЦК ВЛКСМ проходил Всесоюзный пионерский воскресник "Пионеры - фронту". В нём участвовали более 3 млн. школьников. Они заготовили около 75 тыс. кубометров дров для семей фронтовиков, собрали 4.268,1 т металлолома, 355,4 т дикорастущих и лекарственных растений, 2.719 пудов колосьев...

  А сколько подарков было собрано школьниками для бойцов Красной Армии!Сколько проведено встреч и концертов в госпиталях!Вдобавок на собранные пионерами по копейке средства были построены танки, самолёты, пушки и вручены по просьбе ребят самым умелым воинам. На многих фронтах были пионерские боевые самолёты. С честью сражается лётчик-орденоносец Цыганков на истребителе "Леночка за папу”, он мстит за погибшего отца Леночки Лазаренковой. Выполнил наказ Арзамаских пионеров лётчик Максименко. На истребителе "Арзамаский пионер” сбил 5 фашистских стервятников сам и 11 коллективно. Доблестно громит врага танковая колонна "Московский пионер"... 

 Такова лишь малая толика того, что было сделано юными защитниками страны для победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

При этом главной задачей школьников оставалась учеба, в которую входили и уроки военно-физической подготовки. И школьники старались, успеваемость в большинстве случаев была высокой. 

                                           "КНИЖКИНЫ ИМЕНИНЫ".

 А взрослые в то тревожное время изыскивали последние возможности, чтобы детям дать хотя бы кусочек счастливого детства. Так, 26 марта 1943 года, в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый Праздник детской книги. Придумали его писатель и военный корреспондент Лев Кассиль и директор издательства "Детгиз", лектор-фронтовик Главного политического управления РККА майор Людмила Дубровина. Сегодня это кажется невероятным: 643-й день войны, в холодной и полуголодной Москве комендантский час, на фронте - тяжёлые бои, и не так уж далеко от столицы - под Белгородом и Курском, под Ржевом и Вязьмой. До Победы ещё два с лишним года... А тут - детские книжки, стихи про весёлый, звонкий мяч и про глупого мышонка, про дядю Степу и про Тамару, с которой ходим парой... Активное участие в празднике приняли детские писатели и поэты Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Михаил Пришвин и другие. С 1944 года это был уже не день, а Всесоюзная неделя детской книги. С 1943 по 1945 год в стране было издано около полутора тысяч наименований книг для детей, в том числе прозаические произведения Леонида Пантелеева "Честное слово", Вениамина Каверина "Два капитана", Валентина Катаева "Сын полка" и другие книги. Цена на детские книги в то время была символической.

 Так начинался этот праздник. Рассказ о нём хочется продолжить рифмованной строкой.

КНИЖКИНЫ ИМЕНИНЫ.

- Дедуля, вспомни о войне!
Внучата просят деда.
- Что в школе рассказать о ней?               
Ведь скоро День Победы.

- Друзья, ведь я не воевал, -
Дед начал свой рассказ, -
Поскольку возрастом был мал,
Вот, как и вы сейчас.

Отец на фронте, мы в Москве,
Ходил я в пятый класс,
Но эти годы в голове
Припомнятся не раз.

И вражьих самолетов вой,
Прожекторов огни,
Как враг разбит был под Москвой,
Отчаянные дни.

Наш скромный тыловой паёк
И школьную тетрадь.
Среди занятий был урок –
Учили нас стрелять.

А так же перевязке ран,
Уколам и шприцам.
Ходили в госпиталь не раз
Мы к раненым бойцам.

Война вела наш скромный быт,
Но детства огонёк
Горел. Припомню, так и быть,
Про праздничный денёк.

Бои на Волге, Сталинград…
Шёл сорок третий год.
И всё же праздник для ребят
Устроил наш народ.

Стоял холодный месяц март.
Девчонок и мальчишек
В тот день собрал Колонный зал
На "Именины книжки".

Пришли на встречу для детей
И прибыли с фронтов
Маршак и Михалков Сергей,
И Агния Барто…

Всех к нам на встречу пригласил,
К читателям своим,
Писатель детский Лев Кассиль,
Их много было с ним.

Мы, детвора из разных школ,
Писателей отряд,
Вступили в дружный разговор –
Что нужно для ребят?

Улыбки, фото, громкий смех -
Доныне помню я.
Как наша жизнь важна для всех,
А мы - одна семья!

Пройдёт война и будет мир,
Нам поднимать страну.
Да будет так - увидим мы
Победную весну!

Мои друзья, в тот светлый час
Мы стали все тесней!
В подарок каждый нёс из нас
По книжке для детей.

Наш праздник был души расцвет,
Мальчишеский задор!
Ту книжку, память прежних лет,               
Храню я до сих пор.

Мы - дети, граждане страны,
Все были заодно.
Росли в суровых буднях мы,
Пусть было трудно, но

Мы знали, наша жизнь светла
И армия сильна.
Мы победим! У нас была               
 Великая страна!

 

    Александр Акентьев.

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.