БОРИС БУРДА: «ЧЕЛОВЕК УМНЫЙ И ЧЕЛОВЕК ЗНАЮЩИЙ – ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ»
«Человек, жаждущий ответа, должен запастись терпением. Человеку, обладающему знанием, приличествует важность» - писал Исаак Бабель, земляк Бориса Бурды. Беседа с Борисом Оскаровичем полная противоположность данному выражению. Это тот случай, когда ответы начали появляться ещё до озвучивания вопросов и всё это без наименьшей тени зазнайства и высокомерия. Борис Бурда – это не просто энциклопедия, это мир. Его гений не в феноменальной памяти, а в умении видеть скрытое для других, испытывать интерес ко всему. Проницательным умом он умеет проникать в суть вещей и создавать разнообразие картин, мазками для которых служат его познания. Касаясь взглядом действительности, он не остаётся равнодушным ко всему, рождая гамму впечатлений и образов как… ребёнок. Мне кажется, именно это свойство сохранил в себе Борис Бурда – умение по-детски искренне (но не наивно) радоваться миру, а значит жадно впитывать его и по-своему интерпретировать. Тем кто хочет почувствовать Одессу, мало пройтись Дерибасовской, Приморским бульваром, вместе с Дюком окинуть взором акваторию Морского вокзала, стоя на Потёмкинской лестнице подышать пьянящим ароматом моря и цветущих акаций. Для этого им даже будет недоставать Бабеля, вкусных фраз одесских анекдотов и необычного говора. Я уверен, что для того, чтобы иметь впечатление от этого города, нужно встречать тех, кого этот город родил. В них Одесса – не город, не порт, не название, а кладезь талантов и гениев, людей с особым взглядом на жизнь, людей необычных, людей даровитых, к которым, безусловно, относится наш собеседник. В гостиничный номер мы вошли с Борисом Оскаровичем вместе, и он сразу же обратил внимание на картины, среди которых копия работы Пабло Пикассо.
ДАЖЕ АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР НАРИСОВАН ХУДОЖНИКОМ ИЗ ОДЕССЫ
- ПикАссо может быть испанцем, а ПикассО по определению француз, - заметил Борис Оскарович, - В испанском и французском языках имеются закреплённые ударения. Во всех испанских словах ударение на предпоследнем слоге, а у всех французских на последнем. Когда Пабло ПикАссо перебрался окончательно в Испанию его чаще стали называть ПикассО, а не ПикАссо.
- Ваш сосед – Бабель – очень хорошо владел французским.
- Умный человек. Окончил гимназию – английский, французский, немецкий, латынь, древнегреческий в обязательном порядке.
- Есть тенденция, что именно из Одессы походит огромное количество неординарных личностей. Не только выдающихся, но главное неординарных. Упомянутый Вами Пикассо сказал: «каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Поэтому я бы хотел начать из истоков, то есть из детства.
- Все эти выражения, как говорил Шекспир, «слова, слова, слова…». В каждом ребёнке есть или великий моряк, или великий военный. Одесса, очевидно, закладывалась так. Есть хороший образ – сложенные пушечные ядра перед памятниками героям складываются в определённую пирамиду и всё зависит от первого ряда, как он уложится, так уложатся и остальные. В Одессе очень хорошо укладывали первый ряд. Не с самого начала, когда-то Одесса действительно была скопищем опасных авантюристов… кстати, знаете, какой там был рабочий язык?
- Интересно.
- Это язык итальянский. Между прочим, все эти нынешние языковые бредни только раскалывают страну. Так что, если что, Одесса может уйти под юрисдикцию Италии (улыбается).
- Казалось бы умный и образованный человек Анатолий Вассерман достаточно часто поднимает языковую и вообще межнациональную тему. Читая и слушая его, мне становится страшно - попахивает экстремизмом только в завуалированной под интеллект форме, что ещё ужасней. Мне кажется, что это не та сфера, на которой можно спекулировать и делать на ней акцент.
- Да. Только заметьте, Вассерман человек не умный. Вассерман – человек знающий. Это разные вещи. Языковая тема – это одна из сфер, подобно частному бизнесу, в которую государство не должно совать свой длинный и глупый нос. Так вот, возвращаясь к истокам Одессы, она была создана как скопище довольно опасного народа. И в решении Павла Первого «срыть Одессу до чёрной земли, чтобы не было видно где город» даже был определённый смысл. Но нам повезло, все эти ядра первого ряда перекладывал гениальный администратор – менеджер от Бога, очень учёный человек (его очень не любили его собратья всякие герцоги, графы, он и сам был герцог) – дюк де Ришелье.
- В которого, в своё время, выстрелили сами французы. Я имею ввиду в памятник.
- Да, было. Ну и дураки (смеётся). Этот человек превратил Одессу из города паразитического в город рабочий, очень разумно воспользовавшись льготами, которые имели многие другие города Новороссии, но так и не выросли. Получив у Александра Первого дополнительные ассигнования и использовав их с огромной пользой для страны, он завёл в Одессе массу полезных строек. Множество людей, которые были достаточно гибки, чтобы оторвать задницу от дивана, устремились в Одессу, потому что там всегда можно было найти работу, которая тебя прокормит, создаст тебе общественное положение, и ты в этом городе не пропадёшь. За это город и прозвали «мамой». Удивительно глупое мнение о том, что это слово имеет бандитские корни, ни на чём не основано. С самого начала в Одессе закладывалась основа межнационального дружелюбия, что очень существенно во все века. Даже когда провокаторы могли это нарушить, (а мы знаем одесские погромы), всё быстро восстанавливалось и Одессу было намного сложнее раскачать на эти вещи, чем другие города. Мы, например, не испытали катастрофы, которую пережил Баку. Ну и, скажем так, именно творческая направленность. Одесса породила не только массу гениальных музыкантов, это не просто так получилось - Одесса породила массу гениальных музыкальных педагогов.
- Кстати, Вы тоже музыкант.
- Ну, я музыкант посредственный. Я боюсь, что Столярский на меня и внимания не обратил бы. Он ловил малыша – «дай сюда руку! покажь! покажь! Всё… твоя мама может спать спокойно, ты никуда не годишься». Но действительно, когда мы вспоминаем музыкантов, родившихся в Одессе, мы перечисляем их очень долго. Эта вот творческая атмосфера, некий особый юмор, тот который всегда рождается на стыке культур, где мирно живут и общаются различные народы. Это крайне полезно. В своё время Лев Гумилёв объяснил, когда гибнет государство. Перед этим есть одна примета – государство становится мононациональным. В Одессе этот многонациональный сплав порождал гетерозис – явление гибридной силы. И украинка Анна Ахматова, прославившая русскую культуру, немец Святослав Теофилович Рихтер - сын органиста кирхи, еврей Исаак Эммануилович Бабель, ставший фактом русской культуры, но тем не менее внесший в неё немало оттенков сейчас забытой, растворившейся культуры еврейской, идишской Одессы – это, к сожалению, уходящая натура. Фильм «Ликвидация» я смотрю с восторгом и удивлением, видя как те же Машков и Маковецкий воссоздали облик людей, которых я ещё помню в своём детстве и которых уже нет. Как они точно так ходят, точно так говорят, точно такая у них мимика. Я даже удивляюсь, где они могли это видеть. Ведь Крючкова жила в Кишинёве, со схожим этническим составом, но Машков и Маковецкий гениально предугадали. Я смотрю этот фильм с некоторой грустью, потому что всё это из моего детства, которого уже нет. Этот феномен гибридной силы создал из Одессы поставщика кадров для всего мира. Более того, даже символ экономического могущества мира – американский доллар - нарисован художником из Одессы. Представьте себе - это так. Одесские корни всплывают у кого угодно, вплоть до голливудских звёзд. О бабушке Сталлоне мы уже знаем. Сейчас одесские корни всплыли у Джонни Деппа.
- Да и у Копперфильда.
- А это вообще никаких сомнений. В своё время моя первая жена работала в Одесском литературном музее со дня его основания. Однажды домой она принесло толстую тетрадку, в которой было записано масса имён одесских писателей. Она мне говорит - вот, Боря, смотри, это те писатели и поэты, которые имеют отношение к Одессе, и мы их собираем. Я посмотрел и сказал: «Зачем время тратить? Возьмите почтовую марку и запишите тех писателей, которые к Одессе отношения не имеют». Мы ведь многого не знаем. Например, то что первый роман Сименона о Мэгрэ «Петер Латыш» был написан в Одессе. И у Драйзера есть одесские корни, и у Уильяма Сарояна, я сам его слушал, когда он выступал в Одессе в Доме учёных. Кстати, он сказал невероятно умную вещь, которая мне помогла в жизни.
- Какую?
- Он сказал, что если кто-нибудь из вас доживёт до 50 лет, что мало вероятно в этом мире, он должен немедленно начать писать книгу о своей жизни. Вовсе не для того чтобы прославиться или заработать миллионы – этого не произойдёт, не для того, чтобы эту книгу прочли многие люди, да и это вряд ли, да и вообще не обязательно что эту книгу кто-то прочтёт. Просто, когда этот человек будет писать книгу, он получит необыкновенное удовольствие и будет вспоминать старого Уильяма, чтобы ему на том свете было хорошо. Когда мне исполнилось 50 лет, я написал свою первую книгу, именно благодаря тому что слышал это выступление Сарояна. А вообще я написал уже 10 книг и сейчас выходит одиннадцатая, за что ещё и отдельное спасибо Уильяму Сарояну (улыбается).
Правда, говорят, что Одессе это даром не далось, что Одессу за это прокляли. Есть такой рассказ, что некое злое божество ненавидело Одессу и решило её наказать, сказав – пусть Одесса перестанет рождать талантливых людей. Но Тот, кто ещё выше, сказал – не твоё это дело, я так решил и так будет всегда. Тогда злое божество сказало – хорошо, я не настаиваю на этом, но позволь мне сделать хотя бы одно: пусть все эти люди будут талантливыми, но для того, чтобы реализоваться им нужно будет покинуть свой город. Вот это, к сожалению, правда, и что с этим делать мы, увы, не знаем. Тем не менее мы исправно снабжаем и Силиконовую Долину хорошими программистами, и симфонические оркестры мира скрипачами и контрабасистами. Правда, уже наметилось встречное движение.
- Возвращаются?
- Нет. Всё ещё интереснее. Одесским оркестром филармонии скоро уже двадцатый год дирижирует американец.
- В Луганске, кстати, тоже дирижирует австриец Курт Шмид.
- Это очень трогательная история, об этом стоит поговорить, но чуточку позже. Во всяком случае, Одесса продолжает поставлять интересных людей в очень многие места. Я, может быть, очень редкое явление: человек, которого узнают на улицах Владивостока, Сан-Франциско, Хайфы, но который, тем не менее, продолжает жить в Одессе хотя бы полгода в году.
- А что про дирижёра-американца?
- Представляете в 91-м году способный, энергичный американский мальчишка закончил дирижёрский факультет какой-то американской консерватории. Кто ему даст нормальный оркестр? Он полез во все возможные источники, справочники, Интернета тогда ещё практически не было и он обнаружил, что в Одесской филармонии объявлен конкурс на должность главного дирижёра и никто на него документов не подаёт, потому что в Советском Союзе творится непонятно что. И представляете – он вдруг приехал в Одессу, и подал в конкурсную комиссию папку со всеми положенными документами. Он был единственным, кто получил это место без труда. И тут рухнул Союз, началась вторая разруха, вроде бы не до филармонии, но этот парень не бросил должности, которую так добивался – музыкант он действительно прекрасный. Он был типичный энергичный, позитивный американец, человек, настроенный прагматически, он находил спонсоров, договаривался с властями, изменил программы, сделал их более популярными и таким образом более посещаемыми народом. И в самые «весёлые» 94-95-е годы в филармонии практически всегда сидело минимум ползала – зимой в пальто и варежках, но сидели. И вот он живёт теперь в нашем городе двадцатый год, у него квартира, у него девушка. Жители его очень любят и относятся с огромным уважением, власти к нему относятся просто с пиететом. Он народный артист Украины Хобарт Эрл. У него американский паспорт, но он очень редко выезжает на родину. Его жизнь, интересы и работа здесь, он никогда не уедет. Это как бы возобновление начального периода Одессы, когда яркие и не совсем обычные люди со всего мира ехали к нам, и это не единственный пример.
- Порт…
- Порт ко всем близок. Расстояние по воде нужно делить на сто.
- Вы сказали, что Вы посредственный музыкант. У Утёсова тоже не было голоса, однако у него пела душа.
- Так ведь для этого не голос нужен. Для популярной песни нужна энергия, нужно обаяние. Но я не стал бы идеализировать одесситов. В Одессе тоже есть люди талантливые и бездарные, умные и глупые, добрые и злые. Не могу признать что в Одессе все интересные и ярко талантливые. Просто быть интересным и талантливым у нас считается хорошим тоном. Никто не говорит – чего выпендриваешься? Куда лезешь?
- Я часто был в Одессе, которую перед этим впитывал исключительно из книг Бабеля. Я представлял её себе именно такой – солнечной, интересной, смотрящей на мир под своим углом. Но как говорил Жванецкий: «Одесса там больше не живёт». Как Вы считаете – Одесса там ещё живёт?
- Конечно, живёт. Не надо повторять глупости, сказанные даже умными людьми. Просто Одесса не может быть одной и той же. Конечно, давление огромное. Нас сейчас тщательно стараются превратить в Полтаву. Безнадёжное дело, даже у советской власти не вышло. Меняется на глазах состав города. Уже очень большой стала и Калифорнийская Одесса и Израильская, а Нью-Йоркская Одесса – это чуть ли не отдельный город, во всяком случае размером с некоторые немалые города Украины. Там могут происходить удивительные вещи. Помню рассказ о том, как в овощном магазине на Брайтон Бич вдруг возникает лёгкая паника, потому что зашёл туда обслужиться афро-американец. Продавщица очень этим недовольная и очевидно не знающая английского языка, бросает его и кричит: Фира, выйди, обслужи иностранца (смеётся).
- У одесситов, не важно где они живут, реальные истории превращаются в анекдоты.
- Анекдоты рождаются везде. И ни один анекдот не хуже другого из-за географического положения. Но, скажем так, Одесса не должна чувствовать себя должной культуре другой страны. Список в тетрадке моей первой супруги опровергает это начисто.
В ШКОЛЕ Я НАПИСАЛ ПИСЬМО В «ПРАВДУ», ЧТОБЫ ПРЕКРАТИЛИ ТРАВЛЮ СТРУГАЦКИХ
- К теме об истоках. Я слышал Вы закончили уникальную 116-ю школу.
- 116 школа г. Одессы была для меня вообще чем-то огромным и для каждого, кто в ней учился. Причиной этого была работа человека, обратите внимание, человека приезжего, пришлого. У Одессы ещё одно любопытное свойство. Стать одесситом проще простого. Никаких проблем. Например, моя близкая подруга приехала из Челябинска. Ей очень понравилось в Одессе, она осталась в Одессе жить и сейчас никто не поверит, что она не одесситка, более того, она сама будет это гневно отрицать. В какой-нибудь Москве это просто невозможно. Все будут помнить, откуда ты приехал и откуда приехала твоя бабушка. А в Одессе совершенно плееееваааать (смеётся). Так вот директор школы 116 приехала тоже откуда-то чуть ли не из Азиатской части России и решила сделать школу, лишённую пороков обычных школ.
- Каких?
- Зашоренности, заорганизованности, стены между учениками и учителями, отсутствия желания стимулировать творчество у учеников и наличие желания стимулировать только хождение по струнке. В нашей школе, когда я там учился в 65-м, 66-м, 67-м годах комсомольские собрания занимали два дня. Мы относились к комсомолу так, как было прописано в документах комсомола. Правильно писал ряд диссидентов, говоря советской власти – «соблюдайте ваши законы». Существует даже высказанное Юзом Алешковским мнение что в чём-то Гитлер был лучше Сталина, потому что Гитлер говорил «да, я вот такой, я хочу убить всех евреев, я хочу завоевать весь мир, что и делаю», а Сталин говорил как раз хорошие вещи, а делал совершенно ужасные, практически то же самое, что и Гитлер, и таким образом, помимо этих злодейств, повинен был ещё и во лжи. Так вот, в нашей школе комсомольские собрания проходили всерьёз, мы хотели избрать в комитет комсомола лучших, которые будут заниматься полезными, интересными делами, которые не будут стараться служить, как собачки, а будут действительно делать что-то важное для школы. На это уходило двое суток и мы не жалели потраченного времени. В школе уровень был очень высок, каждый день дежурил какой-то класс и отсутствие концерта для всей школы на большой перемене дежурного класса считалось безобразием и позором. Но на нас старались не давить всеми силами, а объяснять. Вот, например. Как-то раз я стал причиной некоего взбудораживания школы. Я принёс в школу газету «Правда» со статьёй тогдашнего писателя фантаста по фамилии Немцов «Для кого пишут фантасты?». Вся эта статья представляла собой грубейший политический донос на наших любимцев братьев Стругацких с омерзительными идеологическими обвинениями. Я на перемене всем показывал статью, а так как все обожали Стругацких и возмутились до глубины души в итоге все подошли к школьной доске объявлений, «прикнопили» там эту статью и написали на ней «Люди, плюйте на неё». Наш директор – Алевтина Ивановна – гениальный человек, мотор нашей школы, будучи этим поступком, как я теперь понимаю, разумным образом недовольна, не приказала эту статью снять. Вызвала, так сказать, зачинщиков и сказала: «ребята, вы недовольны статьёй?» - «Да» - «И вы отреагировали на неё как цивилизованные люди? Плеваться – так делает воспитанный человек? Вы неправильно поступили. Раз вы возмущены этой статьёй, да ещё напечатанной в «Правде», то вы должны высказать своё мнение. Напишите в «Правду» письмо. Раз данный человек делает плохие вещи, то вы должны его осудить. Это ваш долг комсомольцев». Мы подумали и сказали: «Алевтина Ивановна, вы правы – мы сами снимем эту газету и напишем в «Правду» письмо». К счастью такое же письмо помимо нас в редакцию «Комсомольской правды» написал Иван Антонович Ефремов и эта травля прекратилась. Вот так в этой школе относились к нам, ученикам. В школе всё кипело. В итоге это сказалось на результате. Рядом со мной, правда в другой школе, семь лет сидел будущий профессор, доктор, член-корреспондент, лауреат Государственной премии России, физик-ядерщик – он тоже перешел в эту школу, только в другой класс. Уже в новой школе за моей спиной сидел самый настоящий чемпион мира по щахматам – в команде и среди студентов, но действительно чемпион мира. А в школьном ансамбле «Мажор» я аккомпанировал нашей рождённой революцией Наташе Гвоздиковой. Я помню как меня пугали тем, что поступать в эту школу небезопасно. В чём-то они были правы. Я – круглый отличник, но в первой четверти обучения в этой школе получил две тройки по алгебре и геометрии.
- Но это Вам не помешало закончить школу с золотой медалью.
- Я очень не любил получать не только тройки, но даже четвёрки. Перед поступлением поговорил с одним из учеников 116-й школы, чтобы выяснить, как там. Он сказал, что там очень тяжело, ни на что, кроме школы, больше времени не остаётся. Я задал два вопроса: доволен ли ты что пошёл в эту школу? – Ещё как! - Хотел бы ты пойти учиться в другое место? – Ни за что. Для меня всё стало ясным. А дальше всё было очень трогательно. Родители собрали все мои документы, чтобы я их отнёс в музыкальное училище, так как я достаточно благополучно закончил музыкальную школу. Я подошёл к музыкальному училищу, постоял, постоял и отнёс документы в 116-ю школу. О чём и не жалею.
- У меня образ учителя ассоциируется с моим преподавателем по физике Каминой Риммой Львовной. Она не просто давала знания, информацию, она пахла наукой. И эта необъяснимая аура жажды познаний стимулировала, давала нужное направление мыслям школьника.
- Информация – это не главное. Я часто говорю, что люди подобны сообщающимся сосудам. Если кто-то общается с тем, у кого уровень выше, то у него будет уровень расти, а у того, с кем он общается, будет наоборот падать.
- «Средь малых действуя мельчаешь, среди больших и сам растёшь», как писал Гёте.
- Да, это так.
- Я знаю, что одним из Ваших любимых персонажей является Теофил Норт. Что Вас привлекает в нём, в чём Вы ощущаете тождество с ним?
- Теофил Норт один из многих литературных персонажей, который с помощью своих способностей, ума, доброжелательности и лёгкого плутовства помогает людям, спасает их, делает их жизнь лучше, разрешает их проблемы, которые в основном сидят у них в голове, а не в реальности и, скажем так, делает для людей более важные вещи, чем они делают для самих себя. И ещё одно. Теофил Норт говорил, что у него минимум девять ипостасей. Мне тоже нравятся люди, которые могут показаться в разнообразном качестве.
- Теофил Норт делал добро, у него было достаточно много друзей, он умел находить общий язык с людьми. В Ваших интервью я часто нахожу слова и фразы, посвященные дружбе. Гёте как-то сказал: «Избавь меня, Боже, от друзей, а с врагами я и сам справлюсь». Были ли у вас разочарования в дружбе?
- Были (задумчиво). Это очень горько, но я понимаю, что это хорошо. Во-первых, это предостерегает. Во-вторых, это говорит, что ты подходишь к людям с презумпцией невиновности. А если подходить к людям с презумпцией виновности, то от чего-то ты остережешься, но на большем пострадаешь.
НА ВОПРОС О ТОМ, КАК ОН ОТНОСИТСЯ К ЭРУДИТАМ, КОТОРЫЕ ВСЁ ЗНАЮТ, ВОРОШИЛОВ СКАЗАЛ: «Я ИХ НЕНАВИЖУ!»
- Есть образ эрудита на ТВ, человека достаточно добродушного. Например, образ эрудита «Что? Где? Когда?» или почившего «Брэйн ринга» в 99-м году…
- Вы знаете, он воскрес. Уже по субботам идёт новый «Брэйн ринг», который ведёт Андрей Козлов. Эта передача значительно живучей, чем многие думают, потому что с тех времён, как она исчезла с экранов телевизоров она, тем не менее, продолжала и продолжает жить в кругу любителей интеллектуальных игр и масса людей, не меньше, чем десятки тысяч, с удовольствием в неё играют.
- Начиная со школ
- Да. «Брэйн ринг» годится для любого умственного уровня. Главное - правильно подобрать вопросы. Так что с «Брэйн рингом» произошло то, что произошло с КВН, который долго существовал в нетелевизионном измерении и опять, естественно, вышел на телевидение.
- Насколько мне известно, с Ворошиловым у Вас был конфликт. Как Вы выходите из подобных конфликтных ситуаций с людьми, к которым Вы испытываете уважение?
- Не делаю глупостей и гну свою линию. Я не рассердился. Я не возмутился. Это было бы бесполезно. И это даже принесло бы больше пользу Ворошилову, согласно его гипотезе. А я желал эту гипотезу похоронить - зачем же мне было её подкармливать. Вот я и не вёлся, не сердился, не возмущался. Просто каждый раз, когда он пытался меня выставить как человека, который много знает, но ничего не может сообразить, я старался делать кадр максимально неинтересным. Я понимал, что он это почувствует, хоть и на подсознательном уровне, и, безусловно, добился своего. Чуть ли не в последнем своём интервью Ворошилов на вопрос о том, как он относится к глубинным своим эрудитам, которые всё знают, ответил: «я их ненавижу!». А как же Бурда? – спросили они. И он сказал: Бурда – это другое дело, он много знает, но он и пытается самостоятельно думать.
- То есть под конец своей жизни он поменял своё отношение к Вам
- Я у него получил две совы подряд. Это, наверное, не из ненависти ко мне. Дело в том, что Ворошилов понял другое, что наоборот, я могу себя интересно проявить, и если он меня не пытается выбить из колеи, а наоборот подталкивает меня продемонстрировать свои уникальные качества. Вот я помню был вопрос на игре, где он упомянул Агнессу Сорель, любовницу Карла XII-го. Кто-то там поставил X вместо V и когда он меня спросил «господин Бурда, Вы поняли о ком я говорю?», я ответил: почти понял. Конечно не Карла XII-го Шведского, его женщины вообще мало интересовали, я говорил о Карле VII Французском, действительно Агнесса Сорель была уникальной любовницей, которая поддерживала хорошие отношения и со своим мужчиной, и с его женой, и со всеми придворными, что редко бывает с королевскими фаворитками. Очаровательная женщина, для неё бриллианты придумали. И вот так это было очень смешно, красиво и передача от этого только выигрывала. Он понял, что лучше поощрять во мне такие качества.
- Вы упомянули про королей и фавориток. Я знаю, что Вам понравилась знаменитая книга Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и влиять на людей». Вы любите влиять на людей?
- Да, я в своё время прочёл копию этой книги и не просто прочёл, но и решил воспринимать её как учебник. Правда, у меня была сложная жизненная ситуация – выходила моя первая книга в Москве. И в сложной, трудной работе с редакторами я вместо того, чтобы поступить по инстинкту, обращался к тому, что рекомендовал Дейл Карнеги, и обнаружил, насколько это действительно помогает решать вопросы. Так что я в эту книгу поверил и многие из её положений использую и сейчас.
- Вам нравится влиять на людей? Организовывать процессы, может быть даже подчинять. Или Вы равнодушны к этому?
- Я не люблю занимать административные должности, но влиять нравится, потому что я всегда исповедую принцип отвёртки – чтобы повернуть другого, нужно повернуться самому. Любое влияние, которое полезно, всегда будет взаимным.
- Судя по Вашей подписи, Вы упорный, настойчивый и энергичный человек.
- Я очень долго думаю пока что-то решаю, а раз уж додумался, то редко меняю своё мнение. Сгоряча ничего не делаю.
- Но на экране Вы производите впечатление мягкого, доброго и даже податливого
- Я человек довольно мягкий. Не добрый, но, во всяком случае, и не злой.
- А почему не добрый?
- Попробую уточнить. У Ильи Зверева, замечательного писателя, который рано умер, он сидел в жюри первых КВН есть замечательный рассказ «Суффикс «еньк». Так вот, он говорит, что суффикс «еньк» - это страшное испытание качеств человека. Если к человеку этот суффикс можно отнести, то это очень плохо. Например, если человек добр, то это хорошо, а добренький? Правдивенький? Честненький? Непоколебименький? Я не добренький – это уж точно. А что касается настойчивости, то она у меня безусловно есть. Иначе ничего не получилось бы.
- Я буквально вчера наткнулся на Вашу дискуссию в Интернете. Вам не жалко времени, потраченного на беседу с людьми, которых Вы не знаете?
- Стараюсь не жалеть. Дело в том что я очень не часто участвую в дискуссиях в Интернете. Такая дискуссия бесполезна, потому что дискуссия с анонимом – это пустая трата времени. Человек, который не отвечает за свои слова, поддаётся различным соблазнам и проявляет худшие свои черты, которые у нормального человека искажены и подавлены системой педагогики. А у меня есть дела и поважнее. Например, я публикую свои статьи, которые печатают высокотиражные журналы. Вот журнал Story – 350 тысяч экземпляров. Вот здесь напечатана история о персонаже, который сыграл определённую роль в истории Украины. Роксолана. Я объяснил, почему не нужно пользоваться этим словом. В Турции её называли Хюррем, то есть «смеющаяся». Роксолана – это ведь с маленькой буквы, её так называли венецианские послы в своих донесениях, поскольку считали её, как и вообще славян живущих в Причерноморье, роксоланами – потомками некоего племени, которое на самом деле жило там ещё в период античности. Вот я и пишу, что это глупости и зачем повторять чужую глупость. Уже есть кому отдать это имя. Существует в Китае такая мартышка «роксолана». У неё курносый носик, как на портрете Хюррем, потому ее так и назвали. Вот эту мартышку и называйте Роксоланой, а нашу героиню – Хюррем. Этого же мнения придерживается хорошо мне известный журналист, который когда-то вёл украинский «Брэйн ринг» и с которым у меня очень хорошие отношения, Олесь Бузина. Он согласен в частности с тем, что Роксолана погубила турецкую державу.
- Не буду спорить на счёт Роксоланы, но моё отношение к Бузине противоположное Вашему. На мой взгляд, в погоне за славой он допускает множество поверхностных оценок.
- Он конечно, провокатор и скандалист, но, тем не менее, он говорит верные вещи, которые пытается вытолкнуть из своего сознания большинство. Это лживая и опасная легенда, которую пытаются сделать государственной мифологией. Если эта мифология добьётся успеха, то она создаст комплекс неполноценности и это государство очень быстро погубит. Бузина действует, наоборот, с весьма полезной для государства ролью, подобные вещи разоблачая.
- Иногда у него вместо разоблачений звучат просто провокаторские заявления.
- То что он говорит, сообразуется с историческими документами. А его противники его не опровергают, а просто говорят: «Как он смеет?». А ведь это они не смеют говорить правду…
- Я говорю сейчас не о его исторических исследованиях, а об оценке творчества знаменитых поэтов. На мой взгляд, достаточно просто хулить давно умершего знаменитого поэта, который не может ответить и на этом зарабатывать себе популярность. Кому-то нравится творчество того или иного писателя, кому-то нет, но это же не значит, что можно позволять себе опускаться до оскорблений оного.
- Он имеет право на свою позицию, как и другие на свою. Оценка творчества – это не есть провокация. Никуда не денешься – приводимые им факты верны. Во всяком случае, вот он как и я считает, что эта женщина – Роксолана – погубила Турцию и имела на это право. Её похитили из собственного дома, продали в рабство. Всё, что она затем сделала с Турцией, по-моему должно быть морально оправдано.
- Сейчас украинки сами едут туда.
- Я об этом и пишу (смеётся), о том, что когда-то гарем был местом не там, где женщины мучились в рабстве, а чем-то вроде МФТИ или МГИМО – местом, в которое нужно поступать по конкурсу, любой ценой и поступление в которое обеспечивает счастливую жизнь до конца дней. Жизнь Роксоланы, конечно, была страшной. Она добилась того, что её сын стал наследником престола, за это других её сыновей султан приказал убить, как это было положено по турецким законам. Один сын остался жив и что же это был за сын? Вообще-то турецкий султан, умудрившийся получить прозвище «пьяница», это такая же диковинка как Царь Иудейский, обожающий яичницу с салом или испанский король, приказывающий всем своим подданным сделать обрезание.
- Может быть, гены?
- Это не гены, это стандарты поведения. А это ещё хуже, чем гены. Причём он погубил страну коварным образом. Как Людовик XIV – все вредные вещи для страны делаются, но видимость процветания остаётся. Это самое опасное, потому что, когда всё начинает сыпаться, то уже ничего не исправить.
- То же что произошло с Советским Союзом.
- Да. Тем не менее он проиграл битву при Лепанто и экспансия Турции для завоевания Европы на этом практически закончилась. Дальше только судороги. Ну а смерть для султана была настолько позорная - височком о мраморный уголочек банной скамейки, гоняясь за голыми одалисками с бутылкой вина в руке, в пьяном до омерзения виде. Нехорошо это для султана, а для мусульманина вообще позорно.
ТЕЛЕЗРИТЕЛИ СЛИШКОМ ХОРОШО ЗНАЮТ НАС, ЗНАТОКОВ, ТАК, КАК МЫ БЫ НЕ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ НАС ЗНАЛИ
- Борис Оскарович, Вы встречали среди знатоков «Что? Где Когда?» личностей, которые в реальной жизни не согласуются с образом, которым предстают перед зрителем на экране?
- Во-первых, эрудиты вовсе не играют какой-то образ. Актёрского дарования у них обычно на полушку. Во-вторых, им это и не надо. То, что они представляют из себя в жизни, уже достаточно интересно зрителю. Все более менее интересные игроки в жизни таковы же, как и на экране. Вы знаете – крупный план вещь очень беспощадная, скрыть ничего нельзя. Телезрители слишком хорошо знают нас так, как мы бы не хотели, чтобы нас знали. Но выхода нет, иначе не суйся на телевидение.
- «Брэйн ринг» и «Что? Где? Когда?» всё-таки отличаются эмоциональным накалом. Не всех игроков «Брэйн ринга» можно встретить в «Что? Где? Когда?». Иногда эмоциональность игроков зашкаливает и это тем интересней, когда экспрессия сочетается с выдающимся интеллектом. Например, Ровшан Аскеров…
- На одном из «Брэйн рингов» в Днепропетровске, не показанном на телевидении, секунда отделяла Ровшана от того, чтобы броситься на Козлова с кулаками. Андрей Козлов – очень опытный человек – вовремя это увидел и в этот самым момент перестал его дразнить, но он его искусно довёл до такого бешенства.
- Андрей Козлов – превосходный шоу-мен.
- Козлов безусловно талантливый шоу-мен и делает это сознательно. Мне многие говорят «как ты терпишь Козлова? Он такой неприятный, такой гадкий». Я им говорю – Козлов умнее многих из нас. У меня был с ним разговор после первой игры «Брэйн ринг», проведенной им, Одесса – Новороссийск. Все были им страшно недовольны и друг другу сообщали, что он ужасен. Я тоже был многим недоволен. Но вместо того чтобы это говорить своим товарищам, я решил это сказать Козлову, думаю, что так правильней. Он меня выслушал и признал, что ряд моментов он будет менять, но некоторые основные вещи оставит, как есть. «Пойми, Боря – сказал он, - я хочу быть отвратительным ведущим, ведущим, которого зрители ненавидят, а поэтому вас игроков любят ещё больше». Это его собственные слова, которые многое объясняют. Он на своём месте, профессиональный, грамотный человек.
- Я знаю у Вас есть книга «Великие романы», книга о любви и истории…
- Да, о том как любовь влияла на историю, о том как всё это происходила на самом деле, потому что в массовом сознании слишком всё упрощается.
- У Вас накоплен необъятный материал и способность удивительно интересно его подавать не только привлекая внимание, но и поучая, задавая тон, подавая пример. Вы не только писатель, но и телеведущий. Интересно Ваше мнение о сегодняшнем уровне телевидения, которое замусорено низкопробной продукцией, взывающего к примитивному сознанию, инстинктивно ведущееся за убогим вкусом масс. Когда я, например, смотрю «Что? Где? Когда?» - оазис интеллекта, уровня и вкуса – то испытываю внутреннее ликование.
- Телевидение, к сожалению, не преследует этой цели. Телевидение бессознательно пытается сделать нас третьеразрядной страной и заслуженно сейчас теряет свои позиции. Как и вся страна теряет позиции в серьёзных технологиях, в науке, и более того - скоро будет некого ставить за станок с программным управлением. Во-первых, это стремление наших политиков, которым нужны внушаемые люди, голосующие не за то, что они думают, а за то, что им скажут. Во-вторых, это ориентация всего телевидения на единственный показатель – рейтинг. Порочность этого я могу показать очень просто. Представьте себе передачу, которая рекламирует какой-то сложный высокотехнологичный товар, и представьте себе саму эту передачу, наполненную вульгарными шутками, полупорнографическими сценами. Рейтинг этой передачи будет высок, но тонкость в том, что оплатившая эту передачу компания, рекламирующая высокотехнологичный товар, выбросит свои деньги, ибо успех этой передачи будет у людей, у которых нет денег для покупки этого товара.
- И интерес будет сосредоточен не на нём.
- В частности по этой причине телевидение гибнет и, может быть, мы видим последнее десятилетие существования телевидения. Всё уйдёт в Интернет. Мой сын мне говорит: «папа, я не смотрю телевизор и не понимаю, зачем это делаешь ты. Все новости в Интернете – лучше и подробней. Все интересные передачи в Интернете тоже можно найти, ты их посмотришь вовремя и без рекламы»
- В связи с этим вопрос – почему бы Вам не попробовать вещать именно через Интернет?
- Я делаю это, как могу.
- Может быть, сделать видео-проект в Интернете? Ведь Вы необыкновенный рассказчик.
- Я сейчас жду подобных предложений. Вот сейчас я, например, обсуждаю одно из них. Безусловно, это разумное предложение и я от этой темы не откажусь. Это перспективное направление, которому суждена победа. Главное иметь контент, каким образом передать его до зрителя – это вопрос второстепенный.
- Борис Оскарович, напоследок вопрос о людях. Вы знаете очень много, но как Вы считаете, Вы хорошо знаете людей?
- Нет, разумеется. Никто не должен так считать. Чтобы принимать решения не обязательно хорошо знать людей, для этого достаточно знать мир, его законы и своё место в нём.
- Аудитория нашего портала – деловые люди, которым необходимо поглощать большое количество информации и принимать порой молниеносные решения. Какие методики развития способностей Вы могли бы порекомендовать? Я знаю, что у Вас есть своя особенность скорочтения – без проговаривания слов.
- Этих методик миллионы, но ни одной очень хорошей. Что касается скорочтения, у меня эта способность выработалась случайно, без осваивания специальных методик. Мне пришлось изучать чтение самому, а не как обычно под надзором педагога, который заставляет читать вслух. Оказывается, именно это и вредно. Сейчас именно так и обучают скорочтению, минуя проговаривание слов. Я видел такие случай, когда люди с успехом переучивались читать именно так. Над этим надо работать. Хорошие вещи получаются очень большими трудами.
- Борис Оскарович, я хочу поблагодарить Вас за необыкновенно насыщенную беседу.
- Спасибо и вам. За Интернетом, безусловно, будущее. Это уникальное средство обмена информацией, по объёму и способах подачи которой ни одно телевидение не сможет сравниться.
Вот и все. Желаю успехов и хорошего настроения всем читателям Вашего портала. Бизнес вообще сложное дело, а в нашей оригинальной стране – сложное втройне. Но никто, кроме нас, не изменит этого к лучшему. У нас может не выйти. Но все равно мы должны попробовать. Во время опросов американских тинэйджеров в конце 60-х годов прошлого века на вопрос: «Сможем ли мы предотвратить развязывание атомной войны в ближайшие годы?» большинство ответило «Нет». Но на вопрос: «Должны ли мы продолжать пытаться сделать это?» большинство ответило «Да», У них получилось, а мы чем хуже?
Беседу провёл
Валентин Торба
бизнес-портал "Золотые страницы. Луганщина"
www.goldpages.com.ua
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.