Из цикла "ЛУГАНЧАНЕ". ТВОРЕЦ МУЗЫКИ

Творческий портрет композитора Мордковича М.К.


«У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили»(Зенон- древнегреческий философ).
СЛУШАТЬ, СЛЫШАТЬ, ПОНИМАТЬ.
Многие из нас, кто любит музыку, знают, как она способна влиять на общее эмоциональное состояние. Известно и то, что с нами происходит под влиянием музыки... Подобно медитации, йоге, биологической обратной связи и другим методам, нацеленным на объединение души и тела, музыка может сдвинуть наше сознание от бета- волн в направлении альфа- диапазона, повышая таким образом общее самочувствие и внимательность. Воздействие музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга — взаимообмен мыслями является основой творчества. Если вы «расплываетесь мыслью по древу», грезите наяву, музыка Моцарта или барокко, которая звучит в течение десяти-пятнадцати минут, поможет вашему сознанию обрести четкость и повысит уровень умственной организации.
Становление.
Становление его как музыканта подтвердило полностью и убедительнейшее тот тезис, что музыкальное воспитание начинается с детства. Понятно, что основополагающая роль в таковом принадлежит родителям - их внутреннего культурного уровня, интеллигентности и интеллектуальности. Так вот, мама Михаила Квинтилиановича Мордковича, санитарный врач неплохо музицировала на фортепиано, бабушка его владела способностями исполнения песен. То есть, в семье превалировала атмосфера «музыкального удовольствия»- особый подъём, испытываемый членами её от общения с музыкой. Потому и начал обучение Михаил в 1-й Луганской музыкальной школе, попав сразу же к двум замечательным педагогам, заложившим в его подсознание неистребимую любовь к музыке, ощущению радости и эмоционального богатства музыки как таковой. Два педагога в музыкальной школе - это Виктория Ильинична Смоленская (это первая) и позже - Мария Алексеевна Гаммерштейн, сколько они воспитала музыкальных "вундеркиндов" действительно не поддаётся описанию.
С 15 лет поступил М.Мордкович на двухгодичные курсы преподавателей фортепиано при музыкальном училище, ибо сам владел этим инструментом в этом возрасте весьма и весьма недурно. Одновременно областным управлением культуры был направлен на работу в музыкальную школу в ...Марковку. Занятия были один раз в две недели. Налетался за это время на АН -2 предостаточно и намёрзся в не отапливаемых автобусах также немало(приходилось «трястись» пять – шесть часов, в зависимости от дороги). А каким образом, 15- летний мальчишка, ещё и без паспорта, управление культуры направило преподавать музыку в отдалённейший сельский район- для самого М.Мордковича загадка до сих пор! Но, с благодарностью вспоминает Михаил начальника этого управления в те годы Алентьеву К.А., которая, фактически, и дала ему путёвку в жизнь, скорее всего, нарушив некоторые законы и инструкции. Вспоминает М.Мордкович:
«Я думаю, что это и героический поступок моей мамы, которая, как сейчас принято говорить «вышла» на высокое начальство и попросила устроить мне «шоковую терапию». 15 лет всегда «трудный» возраст, друзья, босяцкая «привокзальная» улица Кирова (когда услышал впервые песню Гарика Кричевского «Привокзальная» так и понял – это и про меня тоже)
Клавдия Александровна видимо хорошо понимала жизнь, она сказала маме: «Приведите его, я должна на него посмотреть». Я хорошо помню, когда я вошёл в её кабинет, она очень внимательно и строго посмотрела на меня, потом рассмеялась и сказала: «Хороший мальчик, он справится». Да, «мальчик» был под два метра ростом, и, действительно справился. Сегодня – каменнобродский подросток, а завтра – я УЧИТЕЛЬ. До сих пор учили меня, а буквально через неделю должен буду учить я. Вот это стресс!
Не знаю как так вышло, но я сразу стал взрослым. Непонятно откуда вошла в меня ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, не знаю. Могу только добавить, что после Марковки я поступил в музучилище но позже в институте встретился с некоторыми своими учениками которые, к тому времени, учились на старших курсах. Значит, работал мальчик нормально. Директором Марковской музыкальной школы был тогда Владимир Васильевич Чесноков- баянист, выпускник Луганского музучилища, грамотный музыкант и простой и душевный человек. На два года он буквально стал мне товарищем и старшим братом, многому меня научил, и по работе и по жизни. После он пригласил меня работать вместе с ним в Станично- луганскую музыкальную школу и пять лет на казацкой земле я открывал деткам двери в мир музыки. Вот такая история.».
 Реальная возможность достижения жизненных целей.
А дальше было Луганское музыкальное училище, дирижёрско- хоровой факультет, имея опыт преподавательской работы, как было сказано, по фортепиано, теории музыки и аккомпанементу хору. Окончил Михаил училище в 1969 году, поступил в Ворошиловградский педагогический институт им. Т.Г.Шевченко, окончил его в 1973 году (музыка и пение, теоретические дисциплины). С особой благодарностью вспоминает он «Владимира Владимировича Голованова (теоретик, он Гнесинку окончил) и Татьяну Алексеевну Топунову (Московская консерватория.) Кроме того, эстрадную аранжировку я изучал заочно у московского педагога В.Шахалова (есть такой заочный университет искусств - я его тоже окончил с оценкой "отлично").
А потом были годы трудовой деятельности на этом поприще – специалиста в области теории и практики музыкального искусства: преподаватель Луганского культурно- просветительного училища, музыкант оркестра Луганкого государственного цирка, дирижёр- наставник Луганского областного объединения музыкальных ансамблей, начальник информационно- рекламной службы коммерческой фирмы «ІРА». Потом реализовывал себя в музыкальных коллективах В.Сидорова, Г.Григорьева, А.Когана, в ансамбле «Искатели». Музыки было много, увлекался «Биттлзами», джазом, музицировал и сочинял музыку. Со стороны- спокойный, вдумчивый, где- то, «сам в себе»( а это он в музыке весь был и есть!), уравновешенный и мудрый. Недаром говорят о том, что музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс. Врачи- анестезиологи сообщают, что уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. В некоторых случаях это может заменить лекарственные препараты.
 Самореализация.
С 1994 года по настоящее время М.Мордкович- руководитель музыкальной части Луганского областного русского драматического театра (сейчас- академического). За это время создал он студию театральной музыки с применением новейших компьютерных технологий, зарекомендовав как талантливый музыкант и композитор. Владеет прекрасным пониманием авторского замысла, умеет точно сотворить музыкальную партитуру, которая всегда помогает раскрытию темы и основного конфликта в спектакле и отвечает задуманному режиссёром- постановщиком. ... «Вдохновение... Это такой гость, который не всегда является на первый зов...между тем работать надо всегда...»(П.Чайковский).
К 200- летию Луганска был объявлен конкурс на лучший вариант гимна областному центру. Нужно отметить (полагаем, это очень важно!), что победу в этом конкурсе одержала музыка на слова известной поэтессы, заслуженного журналиста Украины Татьяны Дейнегиной(ныне доцента института культуры и искусств Луганского национального университета им. Т.Г.Шевченко). Кстати, предложений было немало, например, от заслуженного артиста Украины Шербула И.П., но музыка М.Мордковича на слова Т.Дейнегиной, как сказано, признаны лучшими. А где можно услышать этот гимн?- Так, вот, его можно и услышать и увидеть на http://www.youtube.com/watch?v=3zAK3FFuHBE
Михаилу Мордковичу доступно умение поймать, так сказать, основную «гайку» постановки. Потому- то очень и очень много спектаклей как в своём театре, так и областном академическом театре кукол идут с оригинальной его музыкой. К тому же, он высокопрофессиональный аранжировщик, способный придать известной мелодии особое звучание, которое подходит конкретно той или иной сцене. В работе над вокальными номерами М.Мордкович требователен к исполнителям, одновременно помогает им расширить свои вокальные возможности, адаптирует музыкальные номера под их голосовые данные.
Не каждому дано изложить свои мысли, размышления на бумаге. Михаил же владеет даром писательства, помимо полных юмора опусов, что называется, выпрыгивающих из –под его пера, он творит. Да, именно так можно назвать его авторство в ряде инсценировок, нашедших признание зрителя на сцене театра. Вот, к примеру, много лет пользуется спросом и вниманием зрителя «Остров сокровищ» Р.Л.Стивенсона, где именно Мордкович написал музыку и саму инсценировку. А что касается музыки - шестьдесят восемь спектаклей с 1992 года озвучил, можно сказать, этот неординарный композитор и знаток музыкального искусства. И перечислить их просто невозможно- важно другое: он сделал это и продолжает создавать эту эпопею музыкальных произведений для театральной сцены Луганска
Содержательная реалистичная перспектива.
То есть, он творец, а это о многом говорит. Можно быть очень талантливым, высокодуховным человеком, обладающим выдающимися способностями, материально обеспеченным, – всё это теряет свою значимость в отсутствии пламени Любви. Она и есть у него – её величество Музыка! Потому и творит во имя высокого искусства. Это шестьдесят восемь спектаклей, в которых звучит музыка М.Мордковича. Это – большое музыкальное «полотно» для творческого отчёта Луганской области в Киеве, созданное с заслуженным артистом Украины, балетмейстером В. Онищенко. Это повседневная разумная организация жизни, позволяющая реализовать принцип определённости, которого придерживается М.Мордкович. То есть - это жизненная перспектива, согласование отдалённых целей с актуальной позицией ныне.
И его предназначение есть бестрепетное и всёпоглощающее служение Музыке. Что Михаил Квинтилианович Мордкович и делает так, как это может.
Юрий Кукурекин
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.