ЛИДИЯ ГРИГОРЬЕВА
«...Сегодня много Ангелов в саду...»
Ангелы в саду сначала прячутся. Не поддаются исчислению, опознанию и осознанию случившегося чуда: они - все же! - прилетели.
Несколько дней тому назад это были «начинающие ангелы»: маки только распластывали свои крылышки и воскрылия. Но чтобы перевоплотиться и взлететь, надо было не просто блистать юной красотой, очаровывая ею окрестное пространство, нужно было пострадать от дождя и ветра, заматереть от житейских невзгод, набраться опыта. И – преобразиться.
Я много лет ждала их. Впервые они посетили мой сад в 2002-ом году. И случилась фотокартина АНГЕЛ СТРАСТИ: темно-багровая, глубоко бархатная огромная роза. И на ней приземлившийся в саду ангел. Он прилег после долгого перелета. Белые пелены его невесомых, кисейных одежд, полупрозрачные крылья. Прилег. Устал. Скоро полетит дальше.
Потом на проявленной пленке (наиболее фотографически надежные аппараты, это всякий фотохудожник вам скажет) и проявилось то, о чем я теперь говорю. Но я-то знаю, что это был всего лишь узкий и ослепительный луч закатного солнца, и упал он на вечернюю догорающую розу через щель в соседском дощатом заборе, и таким чудесным образом преломился. И мама, читающая книгу в садовом кресле, окликнула меня громким голосом: «Беги скорее! Луч уйдёт»! И я скатилась кубарем со второго этажа от комьютера, к которому в ежедневной работе просто-таки прирастала. И оттого порою не успевала озирать сад фанатично жадным взором фотографа, свойственным мне, когда я выхожу в сад с мистическим прибором («...фат-тапарат – мистический прибор!»), способным уловить, как оказалось, даже НЕВИДИМОЕ.
А чудеса не ждут. Они случаются помимо нас. И частенько мы бываем рассеяны, невнимательны, а то и вовсе поворачиваемся к ним спиной.
На моей первой персональной фотовыставке в Москве «МАНИЯ МОНЕ» (Улица ОГИ, март 2003) АНГЕЛ СТРАСТИ – был центром всей композиции и главным художественным событием выставки. Это отражено и в прессе, и в книге отзывов. Но такие чудесные события не могут случатся часто и стать обыденностью. Пришлось ждать долгих четыре года.
И вот в 2006 году (как это далеко и как близко!) сад заполонили ОГНЕННЫЕ АНГЕЛЫ! Огромные маки после долгого и могучего цветения вдруг однажды утром преобразились. Они взмахивали огромными багряными крыльями, словно стремились улететь с низкого старта туда, откуда прилетели. Они пылали на солнце, светились и горели всеми оттенками солнечного пожара на лоснящихся и сияющих, полных силы и мощи лепестках-крыльях. Они распластали их вокруг головки в бархатной шапочке, из-под которой выбивались короткие прядки волос. Отвернули от нас свой пылающий нездешний лик, чтобы мы не ослепли от небесного огня, и явили нам лишь ершистые юношеские затылки: «Мы – здесь ненадолго, мы уже улетаем...»
Словно бы сам ШЕСТИКРЫЛЫЙ СЕРАФИМ явил нам облик, не явив своего лица, чтобы не ослепить своим взором людей, обомлевших от радости постижения непостижимого. И этими людьми была я сама и моя семья – мама и муж.
ЧЕТЫРЕ АНГЕЛА – стали событием на моей фотовыставке в Пушкинском Доме в Лондоне, в апреле 2007 года.
Но потом они не прилетали ко мне долгих шесть лет. Не посещали. Не удостаивали. Я уже и смирилась-то вполне – хватит и случившегося счастья на всю оставшуюся жизнь! Ведь остались же фотокартины на стене моего кабинета в Лондоне. Фотоархивы, «картинки с выставки», и четыре строки:
Это ангел – уходящий.
Это ангел – в небе сущий.
Это ангел – уносящий.
Это ангел – вопиющий...
Неисчислимые толпы библейских племен и народов, воплотившихся в самые разнообразные и разнопёрые цветочные образы и персонажи, обрядившиеся в их одежды – от порфироносных мантий до рваных лохмотьев (после грозы или града, побивавшего нежные лепестки) прошли через мой сад за все эти годы. Среди них были и яростные проповедники, и изгнаные пророки, и бесстрашные воины, и оборванцы, и попрошайки, и счастливые матери, и богатые негоцианты, и мелкие мошенники, и воришки, и целые семьи обездоленных беженцев в поизносившихся одеждах. Не было среди них только ангелов. И вот вчера, четвертого июня 2012 года, в праздничный день Святого Духа – они снова посетили мой сад.
Сотрясаемый холодным ветром и дождем, истрепанный и поникший, сад удостоился визита бестелесных, непрозреваемых, но подразумеваемых и потому иногда уловляемых человеческим взором, а паче так и фотообъективом, небесных СИЛ.
САД – УТЕШИТЕЛЬНОЕ УБЕЖИЩЕ ДЛЯ НЕЯВНЫХ, ЕДВА ПРОЗРЕВАЕМЫХ НАМИ СУЩНОСТЕЙ.
Их только нужно увидеть – и угадать.
5 июня 2012
Лондон
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.