В первый раз в Татьянин день
25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 85 лет… Свой сороковой день рождения выдающийся советский, русский поэт Владимир Семенович Высоцкий отметил на Луганской земле. Гастроли в Северодонецке, Лисичанске и Луганске в январе 1978 года подробно описаны биографом Высоцкого – Марком Цыбульским. Луганским поклонникам творчества Владимира Высоцкого приятно будет вспомнить, как это было.
«Семнадцать раз в четыре дня»
Выступление Владимира Высоцкого в Ледовом дворце спорта с 21 по 24 января анонсировала северодонецкая газета «Коммунiстичний шлях» в выпуске от 19 января 1978 года. В первые три дня проходило по четыре концерта, в последний день – три. Согласно анонсу, в концертах участвовал артист театра на Таганке Иван Бортник. Материал назывался «Диалог способом песни».
Читаем: «После одного из концертов мы задали Владимиру Семеновичу несколько вопросов, и, в частности, про то, как он представляет себе развитие авторской песни?
- Жанр этот не новый, – ответил он, – но до сих пор пока не занял еще достойного места на эстраде, хотя пользуется популярностью в широких массах. Хочется верить, что в ближайшем будущем таких концертов будет больше. На сцену выйдет много авторов, которые могли бы общаться со зрителями и вести интересный разговор способом песни.
– Как Вы объединяете в себе артиста кино, театра, эстрады? Поэта, композитора, исполнителя? Чему Вы отдаете предпочтение?
– Я считаю себя прежде всего поэтом. Но не представляю себе жизни без любого из компонентов моего творчества, - ответил поэт.
Через много лет, к 20-летию смерти Высоцкого, в Саранске крошечным тиражом (всего 100 экземпляров) вышла брошюра «20 лет спустя… Жизнь продолжается». В ней среди прочего опубликованы воспоминания А. Порчунова, фотографировавшего Высоцкого на концертах в Северодонецке.
«Однажды я невольно оказался свидетелем интервью Владимира Семеновича для местной газеты «Коммунистичный шлях», - вспоминал Порчунов. - Корреспондент Л. Цветная обратилась к нему с традиционным вопросом, на который он раздраженно парировал: «Да что вы все об одном и том же? Вы лучше спросите, как артист выходит на лед и умудряется сберечь голос?». К сведению, сцена была устроена прямо на льду. Места для зрителей располагались на деревянных щитах, уложенных на искусственный лед. А затем Высоцкий, уже «выпустив пар», рассказывал о театре, французских гастролях и других малоизвестных делах.
По окончании разговора Владимир Семенович оставил в книге отзывов такую запись:
«Не чопорно и не по-светски,
По-человечески меня
Встречали в Северодонецке
Семнадцать раз в четыре дня».
Голос
«Сорокалетие Высоцкого — этот день я хорошо помню, – вспоминал администратор Высоцкого В. Гольдман. – Мы работали во Дворце спорта в Северодонецке. А 25 января обком партии попросил сделать выступление в Ворошиловграде. Северодонецк — рядом с Ворошиловградом, это город химиков и электронщиков. В ДК Володе подарили громадный шоколадный торт — килограммов на восемнадцать! — и потрясающие гвоздики! А перед этим, в Северодонецке, во Дворце спорта загорелась надпись: «Поздравляем любимого Володю с днем рождения!».
Как оказалось, за свой голос Высоцкий боялся не напрасно. Высоцкий уже приехал в Северодонецк с простудой.
Как бы то ни было, но пришлось идти к отоларингологу Андрею Белецкому, заведующему отделением медсанчасти северодонецкого объединения «Азот». Врач наложил необходимые лекарства на голосовые связки. Но концерт – это напряженная работа для артиста. Выход тут один, и Андрей Белецкий, прихватив с собой все необходимое, вместе с Высоцким отправился в Ледовый дворец спорта. Дежурил за кулисами. Высоцкий пел темпераментно, с чувством высокой профессиональной ответственности и уважения к публике. Зал то и дело взрывался аплодисментами. Зрителям невдомек было, что их любимец несколько раз покидал сцену не для того, чтобы вызвать дружное «бис», а для того, чтобы врач оказал ему помощь.
В последний день гастролей Высоцкий появился в кабинете Белецкого с гитарой и спел несколько песен для больных и персонала. Так в Северодонецке состоялся еще один – незапланированный – концерт.
Во время гастролей в Северодонецке Высоцкий успел еще съездить в Лисичанск и выступить там. О том, как это было, киевскому высоцковеду В. Ткаченко рассказал бывший директор Дворца культуры лисичанского завода по производству соды «Лисода» В. Дрижаков.
По его словам, ему позвонил администратор Ворошиловградской филармонии А. Талалаев, занимавшийся организацией концертов Высоцкого в области, и предложил подготовить зал для выступлений Высоцкого. В городской газете и даже в заводской многотиражке «Знамя Ильича» не было анонсов выступлений, но в городе висели афиши, извещавшие о предстоящем приезде Высоцкого и Бортника.
Зал ДК «Лиссоды» рассчитан на 875 мест, на обоих концертах зрителей было значительно больше – примерно 1200 человек на каждом. Перед концертами кто-то распорядился запретить пронос в зал фотоаппаратов и магнитофонов. Как это часто бывало на концертах Высоцкого, фонограмма, тем не менее, была сделана. Ее вел работник Дворца культуры С. Буряк.
Помимо Высоцкого и Бортника, в выступлениях принимал участие ансамбль из Тернополя. На первом концерте Высоцкий с Бортником участвовали в первом отделении, а во втором выступал ансамбль, на втором концерте – наоборот.
Через несколько дней после отъезда Высоцкого из города В. Дрижакову удалось напечатать в городской газете «Новый путь» коротенькую заметку «Поет В. Высоцкий»:
«Не всех желающих смог вместить большой зал Дворца культуры имени Ленина в минувшие субботу и воскресенье. И это неудивительно. Перед зрителями с концертами выступал артист театра и кино, популярный певец Владимир Высоцкий. В его исполнении прозвучали песни, которые написал он сам, фрагменты из спектакля «Павшие и живые». Около двух тысяч зрителей, побывавших на этих представлениях, имели возможность познакомиться и с ансамблем народного танца «Надзбручанка» из Тернопольской филармонии, так же, как В. Высоцкий, побывавшим в нашем городе впервые. Концерты прошли с большим успехом».
«Спасибо, дорогие!»
25 января 1978 года Высоцкому исполнилось 40 лет. Этот день начался для него с выступления в актовом зале северодонецкого НИИ УВМ (научно-исследовательского института управляющих вычислительных машин научно-производственного объединения «Импульс»). Концерт начался в 10 часов утра.
«Я, честно говоря, не ожидал, что будет такое обилие людей, да так поутру», – признался Высоцкий в начале выступления.
«А удивиться было чему, – вспоминает А. Порчунов, – в зале на 500 мест уместилось более 700 человек. Пропускали по билетам – листочкам белой бумаги, приблизительно три на шесть сантиметров, со штампом местного комитета комсомола. Все действие транслировалось по институтскому радио и записывалось на магнитофон «Ростов». Запись этого концерта легла в основу 14-го диска серии «На концертах Владимира Высоцкого».
По окончании часового выступления Владимиру Семеновичу были вручены подарки: кейс, телескопическая удочка северодонецкого производства и кассетный магнитофон. Зрители стоя аплодировали ему. А он, улыбаясь, говорил:
- Спасибо, дорогие, я бы еще спел, но необходимо ехать в Ворошиловград.
Страшненький сервис
Выступлениями в ворошиловградском ДК имени Ленина заканчивались гастроли Высоцкого. В тот вечер с пятнадцатиминутными интервалами он дал три концерта.
Выступление Высоцкого в Ворошиловграде вспоминает луганский фотожурналист Юрий Хромушин:
- 1978 год, луганский ДК имени Ленина, концерт Высоцкого. На сцену выходит маленький мальчишка. Стал у микрофона, поправил гитару. Взгляд пристальный, грубый голос. Зал стоял на ушах от его песен! Он не просто отбывал концерт, он - работал! Добросовестно! Просили спеть еще, – пел, отвечал на вопросы, которые сыпались из зала.
Вспоминает бывшая на концерте Л. Стрельникова, в то время студентка Луганского музыкального училища:
- Я была на концерте Высоцкого в день его сорокалетия. Весь концерт прошел на одном дыхании. Кто с ним был, я не могу сказать. Я тогда была молодая и зеленая, обращала внимание только на самого Мастера. Одет был в рябенький темный пиджак, потом снял его и остался в водолазке, тоже темной. После официального концерта я в числе приглашенных музыкантов попала на вечер его чествования. Все было очень просто и легко. Был портвейн, как тогда было принято, много-много песен и прямого общения. Мы, студенты музыкального училища, тогда и не помышляли о видео- и киносъемке. Поэтому, к сожалению, никаких фотодокументов не осталось. Но тот вечер, вернее, ночь и раннее утро (Высоцкий пел и общался с нами до 5 утра) осталось в памяти навсегда… Из присутствующих помню только тогдашнего руководителя симфонического оркестра Луганска – Жорданиа. Я еще удивилась – симфонист и пришел с дикой радостью! И до конца пребывал в какой-то эйфории. Сколько было человек на празднике поэта, я не помню. Человек двадцать, наверное. Высоцкий пил кофе, или чай, не помню точно. Скорее всего, кофе. Помню маленькую чашку, из которой он пил. У директора ДК был чайный сервиз, очень страшненький, вот это и запомнилось – великий человек пьет из такой страшной чашки! В основном Высоцкий пел. И говорил. Я еще тогда подумала, что все говорят о его необщительности, а он такой суперкоммуникабельный оказался. Еще запомнилось, что пел и говорил Высоцкий очень тихо. Потом я узнала, что у Высоцкого проблемы со связками. Разошлись уже под утро. По-моему, кто-то из ребят подарил ему набор струн для акустической гитары. Тогда это был жуткий дефицит.
«Не люблю петь в темноте»
Газета «Молодогвардiєць» в выпуске от 28 января 1978 года поместила заметку «Монолог артиста»: «Песни В.Высоцкого – своеобразные монологи, им присуща глубина содержания, поэтическая точность, душевная открытость».
Тогда же, между концертами, Высоцкий дал интервью Х. Сыбеву. Этому интервью «повезло» меньше, чем интервью, которое Высоцкий дал в Северодонецке. Текст беседы был напечатан лишь спустя девять лет:
- Владимир, как Вы готовите свои песни?
- Всегда пишу текст и музыку одновременно. Тогда песня сливается с исполнителем.
– Я заметил, что во время вечернего выступления не выключается освещение. Почему?
– Не люблю петь в темноте. Хочу, чтобы зрители видели меня и я их. В отличие от других певцов, которые располагают целым оркестром, у меня только гитара и могу рассчитывать только на себя.
…По окончании заключительного концерта в Ворошиловграде Высоцкому вручили подарок, приняв который, он сказал:
- Могу вам сказать – не для того, чтобы вы дальше аплодировали, но это правда: в первый раз в жизни своей в Татьянин день я так много работаю.
Валерий СНЕГИРЕВ
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.