КАК МЫ ВЫБИРАЛИ ДЕПУТАТОВ…

 

КАК МЫ ВЫБИРАЛИ ДЕПУТАТОВ…

 

( сказка-быль, или репортаж с места происшествия)

 

 

 

    Моя очередная встреча с искусством театра и непосредственно с любимым мною театром русской драмы им. М. Горького состоялась совсем недавно, куда меня  пригласили друзья на премьерный показ. В этот день давали новый спектакль нар. арт. Украины Ж.А. Мельникова из жизни политиков по пьесе Димитриса Псафаса «Требуется лжец».

 

    Перед началом спектакля со мной произошёл забавный случай, который, наверное, мог произойти только в стенах храма Мельпомены, и который лишний раз подтверждает силу искусства и актёрского перевоплощения и мастерства.

 

    За несколько секунд до начала спектакля, когда зрители сидели на своих местах, а немногие опоздавшие уже зашли в зрительный зал, я зашла с оставшимися, практически последняя. И тут к центральным дверям подошёл мужчина. С портфелем. Солидно одетый, в тёмном костюме, но с галстуком и носовым платком в кармашке, цвет которых не очень-то гармонировал с общим тоном костюма. Ну что ж, всё бывает. Первой мыслью было, что это пришёл зритель, хотя и странный, но всё-таки. Ведь поклонники театра бывают разными. Но он уже закрывал входные двери в зал. Тогда я подумала, что это, скорей всего, новый актёр театра, правда, имеющий какой-то непонятный вид. Ну ладно, зашли так зашли. Начался сам спектакль. Интересно было использование технических средств в самой постановке, так называемый синтез искусств: видео и живое воплощение на сцене. На экране выступал герой, но тоже как-то не очень узнаваемый, хотя всех практически знаю в лицо, а этого артиста не узнала. Думала, что пригласили кого-то со стороны. Каково же было моё удивление, когда мужчина, который закрывал за нами двери в зал,  вошёл и небрежной, весёлой походкой прошествовал на сцену. И как вы думаете, кто это был и почему зал стал так аплодировать? Оказывается, и он, и товарищ на экране – это был сам Жан Александрович собственной персоной.  Вот уж во истину, актёрский талант безграничен.

 

   А теперь о самой постановке. В нашем городе такого спектакля ещё не было, а уж тем более из жизни современной Греции, да ещё и про политиков. Это, пожалуй, своего рода дебют в репертуаре театра им. М. Горького. Надо сказать, постановка таки очень удачная, необычное  режиссёрское решение плюс синтез искусств.

 

     Сюжет таковой. Некий господин Ферекис (нар. арт. Украины Ж. Мельников) побеждает на выборах и становится депутатом греческого парламента. Естественно, как и все кандидаты в депутаты, в своей предвыборной кампании он много наобещал, чтобы заполучить голоса избирателей. Но теперь настало время выполнять свои «обещалки». А как не хочется! Как и все политики во всём мире он начинает использовать для своего прикрытия перед своими избирателями собственную секретаршу мадемуазель Пипицу (арт. В. Рудавская). Но это патологически честный человек, которой противна и неприемлема любая ложь. Депутат Ферекис начинает её обучать искусству лжи, но это ни к чему не приводит, и он заявляет, что ему нужен особый помощник по особым поручениям. И его секретарша предлагает нанять профессионального лжеца, или, говоря языком современных политиков, человека, способного сочинять правду, да такую, чтобы все оставались довольны: и сам депутат, и избиратели, т.е. вроде как обещания выполняются, а на самом деле о них давно уже забыто. Его друг, господин Агис (арт. Е. Звягин) предлагает в помощники своего племянника, образованного, честнейшего и порядочного  человека, но Ферекис заявляет, что ему нужен не просто лгун, а, как он говорит: «ас-лжец, лжец-ас!» И тут появляется молодой человек по имени Тодорос (арт.  А. Босенко), уверенный в себе, нахрапистый, с горячим южным темпераментом, чётко идущий к своей цели, немного нахальный, немного хвастливый, и заявляет, что он – именно тот, кто нужен, т.е. – профессиональный врун. Его принимает супруга господина Ферекиса (арт. Н. Новостройная) и сразу понимает, что это за тип и что он может привести её мужа к беде. Поэтому она ему отказывает. Но Тодорос вновь появляется в приёмной депутата и неожиданный случай даёт ему продемонстрировать свой талант. Это сцена с господином Пататьясом (арт. В. Лебедев), которому депутат пообещал вытащить его брата из тюрьмы. Этот господин заявляется к Ферекису с пистолетом, видать, с намерением припугнуть, и тут на первый план выходит тот самый молодой человек и показывает, на что он способен, проявляет так сказать себя во всей красе. Господин Пататьяс верит ему, депутат и его честь спасены, все счастливы и довольны. И, конечно же, господин Ферекис принимает его на работу. И начались счастливые будни депутата: его помощник по особым поручениям обнадёживает избирателей, Ферекис ведёт спокойную жизнь, т.е. живёт в своё удовольствие. Но только его секретарша и жена ненавидят Тодороса и понимают, что он представляет опасность. Поэтому они, каждая со своей стороны, начинают искать возможность избавиться от этого нахала. Секретарша периодически жалуется Ферекису на его помощника, что он постоянно врёт, что она больше так не может работать, и прямо говорит, что его могут подставить и надо уволить Тодороса, но депутат ни в какую, а наоборот, говорит, чтобы она сама у него училась врать. Супруга, видя, что молодой человек к ней неравнодушен, на пару с другом семьи  господином Агисом придумывают для Тодороса ловушку. Но у них тоже ничего не получается. Тот выходит как всегда сухим из воды благодаря опять же своему «искусству». А Ферекис, даже видя всё собственными глазами, всё равно оставляет его. Ведь он без него как без рук, и молодой человек находится в такой же ситуации. К сожалению, они вдвоём – единое целое. А сколько таких Ферекисов – Тодоросов?! Страшно подумать!

 

    В целом вся постановка пронизана греческими мотивами: великолепная музыка, греческие статуи вроде кариатид. Всё в духе Древней Греции на фоне современности. Прекрасная работа художника-постановщика В. Мыколюка.

 

    В спектакле Ж. Мельников собрал великолепный актёрский ансамбль. Чего стоит исполнитель роли лжеца Арсен Босенко. Этакий южный горячий темперамент с некоторой долей примеси нашей малоросской крови. Когда все сцены артист проводит на таком! эмоциональном подъёме, поскольку его герой всегда должен быть в «форме», начеку, чтобы не погореть, воистину – это талант!  Его Тодорос – этакий вариант эзоповской гибкости и находчивости, даже где-то сравни Ходжи Насреддину. По правде сказать, я впервые увидела А. Босенко в такой большой, полнометражной роли. И надо сказать – он с достоинством несёт фамильное древо актёрской профессии. Побольше ему таких ролей.

 

Сам Жан Мельников – в роли депутата Ферекиса.смотришь на него и как будто видишь горе-депутатов, политиков-«обещалкиных, которые готовы на всё, лишь бы добраться до «кормушки», а там хоть трава не расти. Между прочим, артист создал новый, неповторимы образ, не похожий на предыдущие. А эту пьесу с самыми добрыми пожеланиями дал Жану Мельникову художественный руководитель  Киевского Национального театра русской драмы им. Л. Украинки Михаил Резникович. Думается, что в надежде на действительно интересное решение пьесы.

 

    Всегда сдержанный, с юмором, долей иронии и сарказма господин Агис в исполнении Евгения Звягина. Его герой – воплощение порядочности и чистоплотности как в делах, так и в дружбе.

 

    Великолепна, темпераментна, женственна и в то же время разумна и практична как Гея Наталья Новостройная в роли Дженни, жены депутата.

 

    Очень интересное и необычно решение роли секретарши Ферекиса в исполнении молодой актрисы Виктории Рудавской. Прямо как настоящий секретарь директора какого-нибудь крупного завода: всегда в форме, опрятна, гладко и строго зачёсана, не позволяет эмоциям прорываться наружу, знает все свои обязанности, честна и правдива аки младенец, как она говорит: «Это у меня с детства»; готова за шефа в огонь и в воду. И всё же её натура иногда берёт вверх в cценах с Тодоросом.

 

    А сколько в спектакле интересных находок и решений. Например, эпизод с мадемуазель Папаиоанну в исполнении Елены Володиной. Этакая девица-перестарок с потрясающей шляпой на все случаи жизни! Она, т.е. шляпа, играет немаловажную роль в сцене встречи с Тодоросом и всеми приближёнными депутата и подчёркивает характер героини Володиной, а сама актриса мастерски использует этот приём. Или же эпизод танцовщицы кабарэ Пиццы Кицы (арт. Анжелика Николаева). Встреча типа с «братом»-близнецом депутата. Её танец – это сама сексуальность, немного кокетливости, много зажигательности для мужчин. Блеск!

 

    Вообще, вся постановка – это юмор, стёб, смех сквозь слёзы, может быть, попытка показать обратную сторону политиков, вершащих судьбы народа и страны, показать всю их «мишурность» облика, который они демонстрируют каждый раз перед очередными выборами, попытка открыть людям глаза.

 

    Советую обязательно посетить эту премьеру. Может, кто-то задумается и не будет покупаться на красивые слова и обещания, которые к тому же ничего не стоят, и наконец-то сделают правильный выбор, руководствуясь здравым смыслом. А может и некоторые депутаты задумаются о себе и не захотят быть вот такими Ферекисами, окружёнными Тодоросами. Ведь рано или поздно придётся расплачиваться, а лжецы опять останутся безнаказанными.

 

    Приглашаем всех на премьеру. Поверьте – вы не пожалеете. И удачи всем в наступившем году, театру – побольше новых  классных премьер, а артистам – побольше ролей.

 

    И кстати, эта история случилась давно, в другом времени… И не у нас.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Наталья Елисеева,

 

                                                                                                театровед, режиссёр

 

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.