ДАМСЬКИХ СПРАВ МАЙСТЕР на сцене в Луганске

«ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ ДЖЕНТЛЬМЕН»
в погоне «За двумя зайцами»
на сцене Луганского академического музыкально- драматического театра


«Феноменальный джентльмен» - так называет себя всем известный цирюльник Голохвастов в знаменитой комедии М.Старицкого «За двумя зайцами»(написанную в своё время по мотивам пьесы И.С.Нечуй- Левицкого «На кожемяках»), которую представил на суд зрителей Луганский академический музыкально- драматический театр. Одним словом, это отечественная классика, в основе постановки - общеизвестная пьеса в новой версии режиссёра- постановщика Анатолия Яворского. Отметим сразу и категорически: академический театр должен ставить такого уровня свои работы, чем он отличается от хороших, но не академических коллективов. Театр, о котором идёт речь, подтверждает ещё и ещё раз тот факт, что высокое звание носит вполне заслуженно, подтверждая высокую марку Луганска с его колоссальными возможностями в области культуры и искусства.
Итак, «Дамських справ майстер», пьеса Д.Шевцова, готовившаяся режиссёром и всеми, кто принимает участие в постановке(а их немало!), в условиях жёсткого дефицита времени. Оттого и дневали и ночевали участники спектакля в театре, максимально потенцировав все свои возможности для создания цельного, монолитного, весёлого и яркого музыкального представления. Вот- вот, знакомый сюжет комедии «За двумя зайцами» в ярком и оригинальном музыкальном оформлении. Нужно сказать, что с приходом в театр в качестве дирижёра оркестра заслуженного работника культуры Украины Георгия Снаговского, музыкальное сопровождение театральных постановок «вживую» стало тем самым дополнением, которое позволяет расцветиться новыми красками многие работы на сцене этого театра. Что мы и наблюдали на этой премьере в полной мере.
Итак, открывается занавес и сразу эффектное начало представления- вот он сам Свирид Петрович Голохвастов, промотавшийся цирюльник- собственной персоной в окружении своих «подельников»- Тупицы и Смыка, роли которых очень удачно исполняют Д.Гнутов и Б.Колесник(и С .Игуменцев также). Оформление сцены оригинально, сначала непонятно назначение этой качающейся палубы, потом всё обретает ясный смысл, - вот так перетягиваются канаты в финишной части спектакля- на сторону то- ли Гали, то- ли Прони, вибрирующего на ней из одной стороны в другую жениха. Да и вообще, это сооружение используется в процессе постановки постоянно- тут и палуба, и мачта и пару корзин на ней, а в них- яблоки. Которые также оказываются предметом реквизита, вылетая из корзин. такое яблко и грызёт Голохвастов, имитируя, что он „ест землю” в клятве своей любви к Гале.
Вообще- то, в версии Анатолия Яворского спектакль смотрится как динамичное весёлое представление, в духе мюзикла, где «балачки» персонажей скоротечны, выразительны и акцентуируют внимание зрителей на развитии событий на сцене. Безусловно, прекрасная пластика, которую демонстрируют не только артисты балета театра(во многих спектаклях работает эта группа под руководством Ольги Тарасенко, и всегда –на «отлично!»). Но и исполнители ролей также подвижны, двигаются в такт и в ритме с группой балета- зрелище, скажем прямо, впечатляющее. Но, главное- трансформации произошли, если хотите, с характерами главных героев пьесы. Да, Николай Ляховец, исполняющий центральную роль Голохвастова, изрядно потрудился и до спектакля, входя в образ(чего только стоит одна его причёска- прёлесть!), да и на сцене тоже. Он весьма колоритен, этот проходимец, пустобрех и «дурисвіт», вдохновенный авантюрист, эдакий канатоходец, стремящийся к триумфу в своих отношениях с прекрасным полом, что и выплёскивает в публику, с удовлетворением воспринимающей работу актёра.
А вот и «зайцы» за которыми погнался Голохвастов, двоюродные сёстры Галя(Дарина Шипулина, Олена Передрий)- дочь Секлиты Пилиповны Лымарихи(И.Осламенко, Л.Козырь) и Проня Прокоповна, о исполнении роли которой Маргаритой Колгановой хочется сказать особо. Уже само появление в афише фамилии этой актрисы настраивает на ожидание необычного, яркого исполнения. Что и видим на сцене и в этом спектакле. Движения, голос(поют все, хореограф Ирина Юсупова поработала на славу!), костюмы, все эти панталоны, рюшечки, оборочки, шляпки и пышность, которую предлагает М.Колганова(с подачи сценографа и автора костюмов Ирины Лубской)- вот вам Проня Прокоповна во всей красе! Такая контрастная пара- Галя, «дівчина з народу», скромная и работящая и её антипод Проня, панночка, которая цурається отца Прокопа Свиридовича Сирка(Н.Кривошея, кремезний и неторопливый и заслуженный артист Украины И.Шербул, такой подтянутый, свежий и обаятельный) и матери- Явдокии Пилиповны (И.Шостак, И.Фролова). Она, Проня Прокоповна, такая «вся из себя», изощряется как только можно, дабы отличиться от простолюдинов, показывая смехотворность своих «благородных» манер. Правильно говорит Голохвастов- Проня это «чистое амбрэ», которая в «пенціонє всє науки проізошла», «хоча витерпіла там усього три місяці, за які змарніла та знівечилась». «Удньом любить гуляти в царському саду з книжкою безпремінно, бо так приятно під дубом романа читати». Такой мы и видим эту героиню в данном спектакле, в блестящем исполнении М.Колгановой. Оттого – то такой же стиль общения и у Свирида Петровича: «В грудє моєй — Везувій так і клекотить…, «екзальтація та страсть». Вот и Химку, прислугу у Сирка(Н.Стародубцева, О.Лосева) Проня тоже приучила к такого рода «вывертам» в разговорной речи, которая то и дело влетает в комнату с предложениями «шанпаського». Соответствующий нужный партнёрше стиль разговорной речи возникает Голохвастого и с мамой Гали(Секлита - Ирина Осламенко и Людмила Козырь), когда он пытается подобрать ключи к сердцу её дочери. Которая, однако считает себя ему не парой и готова дать отпор своей наполегливій мамаше. Но, увлечённая показушностью Голохвастова, мама настаивает на „заручинах”, что и происходит. В пьесе участвуют Степан(А.Широкий), приложивший усилия для того, чтобы вывести „на чистую воду” плута- цирюльника и не отказавший себе в удовольствии появиться на сцене в своей постановке Анатолий Яворский в роли квартального в таком белом, белом кителе и белом же цилиндре. Который в сопровождении мещан появляется то из- за занавеса, то из оркестровой ямы....
В пьесе режиссёра А.Яворского сохранена та дивовижна мова, на которой общаются главные её герои- Голохвастов и Проня. Этот мовний коктейль, смесь салонной лексики, суржика и речи простолюдинов, где русские слова переплетаются с украинскими, фрацузскими типа „пардон, пардон”, „монпансье, що только пальці облизуй...” , „чімпанцьке”, „пенціон”, „апальцини” и прочие „перлы”. Но, не только это. Хотелось –бы обратить внимане на великолепные костюмы(И.Лубская) всех, практичпски, героев. А вот заключительная сцена, когда появляются в облачениях невест Галя и Проня- это что- то фантастическое. Шикарнейшие, можно сказать, без преувеличения, свадебные наряды- можно позававидовать и современным невестам в их, как наблюдаем повседневно, платьях и фатах.
Одним словом, стильные, мастерски выполненные костюмы, добротная хореография, сценография, совершенно не сырая игра актёров, более того- блискавічна и профессиональная, участие музыкантов оркестра(для этого подняли выше оркестовую яму, из которой, периодически, внезапно появляются персонажи, действующие на сцене)- всё это производит потрясающее впечатление. Хотелось бы отметить и ещё одно, немаловажное обстоятельство: современная трактовка пьесы имеет новое звучание и характерологически герои её совсем не те, что у М.Старицкого в комедии „За двома зайцями”. Да, это они, но в конце уже не смех, а сочувствие вызывает сам Голохвастов, когда в одной манишке с голой спиной взбирается на мачту, куда его „пригвоздил” режиссёр как героя, в целом, негативного. А что говорить о Проне Прокоповне? – В своём шикарном подвенечном платье она уже позитивна, ведь она искренне хотела любви счастья, её невесёлая улыбка по-детски беспомощна, когда лодка, в которой она, казалось, плыла к мечте, вдруг резко и внезапно разбилась.
Отличные, в целом, оба актёрские составы, участвующие в спектакле «Дамських справ майстер», декорации, передающие украинский быт, песни и танцы, костюмы — вот компоненты успеха этого спектакля, с различными постановочными эффектами, в котором создатели добились зрелищности и восприятия «на бис».
А народная мудрость, всё же, гласит: не гоняйся за двумя зайцами, потому что ни одного не поймаешь...
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины. член МСПУ
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.