ИЗУМЛЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С АЛЕКСАНДРОМ ТРАПЕЗНИКОВЫМ
Генерал от инфантерии и гусар бессмертный
Представляю читателям две книги из серии «1812: Дороги победы» издательства «Вече»: «Тайна генерала Багратиона» и «Бессмертный гусар». Первую написала Алла Бегунова, вторую – Алексей Волков. Что меня порадовало (а я вообще большой любитель исторической литературы), авторы тщательно поработали над архивными материалами, бережно относятся к прошлому, не занимаются его ревизией, как это сейчас принято в фильмах Панфёрова, Радзинского или Пивоварова. Да, там много всяческих тайн, и, может быть, мы никогда не узнаем всех секретов прошедшего, но зачем же перекраивать старые сюртуки и мундиры по нынешним лекалам? В угоду либеральной саранче, временно оккупировавшей Россию. Багратиона на них нет.
А Пётр Иванович был не только выдающимся полководцем, но и истинным патриотом России. Суворов называл его своим любимым и лучшим учеником. Этот потомок древней грузинской династии царей Багратидов, родившийся в маленьком пограничном Кизляре (семейство было бедным), где тогда жили в основном казаки с Дона и Хопра, изъяснялся с сослуживцами без малейшего акцента на отличном русском языке, достиг высшего чина в армии – генерала от инфантерии. По заслугам. Его можно считать настоящим русским по духу. Да он сам так себя и считал.
Одна из его замечательных побед была одержана в ноябре 1805 года в сражении под австрийским городом Шенграбеном. Командуя отрядом в пять тысяч человек, князь Багратион сумел сдержать наступление тридцатитысячного французского корпуса. За столь выдающийся подвиг император Александр Первый пожаловал ему орден Святого Георгия второй степени. Существует многостраничная военная записка, которую потом назовут Планом Багратиона. Пётр Иванович подал её Государю за год до вторжения Наполеона. Князь с поистине «суворовским глазомером» стратега проанализировал действия французского императора по захвату европейских столиц и привлечение его войск и ресурсов для похода в Россию. Если военный министр Барклай де Толли (тоже выдающаяся личность в русской военной истории) считал, что наступательную войну с Наполеоном выиграть невозможно, надо обороняться и отступать, то Багратион предлагал нанести упреждающий удар по войскам неприятеля, сосредоточенным в Польше и Восточной Пруссии.
Алла Бегунова вкладывает в уста своих героев такой диалог (вполне правдоподобный):
Багратион: «Нельзя допускать супостата на нашу территорию. Потери для мирного населения и всего хозяйства страны будут непомерно велики».
Александр Первый: «Нам, русским, никак нельзя выступать в роли агрессора. Вспомните нашу народную поговорку: «На зачинающего – Бог».
Багратион: «Вот как дубиною приложим их между глаз, тогда вмиг опомнятся. И будет у вас, ваше величество, очень весомый аргумент. Ведь они, пока кровью не умоются, доводам русского рассудка не внемлют. Много раз сие проверено».
Жаль, что Александр Первый не прислушался тогда к доводам своего любимого полководца. Наполеон ещё не успел подтянуть к границам с Россией свои основные силы, и упреждающий удар пришёлся бы весьма кстати, как холодный душ. Но, может быть, прав был и Александр Павлович. Русские никогда первыми войну не начинали. А в чём же «тайна» генерала Багратиона? Конечно, для остросюжетного исторического романа необходима какая-то загадка. Алла Бегунова, опираясь на ранее не публиковавшиеся документы Государственного архива Российской Федерации, предлагает собственную оригинальную и необычную версию событий, связанных с действиями 2-й Западной армии под командованием князя Багратиона со времени Дунайского похода 1810 года и до знаменитого Бородинского сражения в сентябре 1812 года. В книге нет самого Бородино и смерти князя. И это правильно. Он остаётся для читателя живым, бессмертным.
Бессмертен и другой герой, полковник Орлов, в романе Алексея Волкова. Но здесь дело несколько иного рода. Это не историческая, а вымышленная фигура. Все военные баталии той великой эпохи, начиная с 1805 года, когда юный Александр поступает на службу в гусарский полк, и до входа русских войск в Париж в 1814 году, показаны основательно и достоверно (по этим главам школьникам можно изучать историю). Автору не откажешь в мастерском изображении картин военных баталий и в знании быта и антуража того времени. У него даже тщательно прописаны ментики на мундирах. Более того, прочувствован дух грядущей победы над Наполеоном. Почему русская сила одолела узурпатора, когда вся Европа уже лежала у его ног? Потому что вся страна от мала до велика сплотилась в единой ненависти к врагу в защите Отечества. Сейчас, увы, все бы побежали в разные стороны, как тараканы. Кому надо буржуинов да чинуш защищать?
Гусар Орлов прошёл путь от Пруссии через Молдавию и Россию – до Парижа. В его жизни были непрестанные война и любовь, дружеские пирушки и коварные враги, была даже тайна, которую автор делает главной сюжетной линией своего романа. После одного из сражений в его руки попадают странные бумаги, которые после дешифровки, спустя годы, оказываются масонским манускриптом, заключающим в себе рецепт продления жизни. То есть секрет эликсира бессмертия. Простим автору эту несколько набившую оскомину вечную тему, рассыпанную во множестве книг мировой литературы. Поскольку это ничуть не умаляет достоинства романа.
Исторические главы перемежаются с событиями сегодняшнего дня. Орлов продолжает жить где-то в Центральной полосе России, но деревушки его нет на топографических картах. Однако он сам появляется в городе, пользуется здесь непререкаемым авторитетом. Конечно, Орлов изменился, пользуется всеми достижениями техники, но он всё тот же – по своему духу, по любви к справедливости, к России, к людям. А с ним продолжают жить и многие его братья по оружию.
Но вот о тайне существования «бессмертного гусара» узнают разные прохиндеи. Да ладно бы одни прохиндеи вроде жёлтых журналистов, так ещё и отвязанные кавказцы, и спецслужбы – и отечественные, и американские, и братья-масоны. Дальнейшие коллизии пересказывать не стоит, добавлю лишь, что за Орловым начинается настоящая охота, ведь каждому хотца овладеть секретом бессмертия. Здесь бы автору и удариться во «всё тяжкое», превратить роман в триллер, но он ставит какую-то неловкую точку. Вернее, многоточие, покидая Орлова накануне решающей схватки. Будем надеяться, что это сделано специально, а вторая часть романа уже пишется. Нельзя бросать читателя на полдороге. Не по-гусарски это.
Постскриптум. Уместнее всего закончить строчками Дениса Давыдова:
Стукнем чашу с чашей дружно!
Нынче пить ещё досужно;
Завтра трубы затрубят,
Завтра громы загремят…
Сказка-быль
Ещё одна книга от издательства «Вече» – «Человек Звезды» Александра Проханова. Как и все предыдущие его романы, этот – правдив и фантастичен одновременно. Нет у нас сейчас в России автора более метафоричного, метафизического, метареалистичного и метагиперболического. Это что-то уникальное в мировой и отечественной литературе. Читая его, хочется и возрыдать, и расхохотаться, поскольку наполняешься и гневом, и отчаянием, и презрением, и много чем ещё непонятным, каким-то сакральным смыслом. Он сам волшебник, почище Чурова. Ему бы народами верховодить, настолько слово его бьёт плетью и тут же лечит кровавые раны.
Вот вкратце сюжет романа. В уральском городе П. (Пермь, конечно) некий заезжий господин Маерс (читай: Марат Гельман), втёршись в доверие к губернатору (педофилу) и другим властным лицам (председателю заксобрания – бандюгану из бандюганов, наркобарону-азеру, местному олигарху, архиепископу, который оказывается женщиной с накладной бородой, садисту-полицмейстеру и другим гнидам), устраивает фестиваль искусств. Перед этим расставляет по всему городу красных человечков – деревянных роботов. Этот Маерс просто чародей какой-то. Он носит мундир американского морского пехотинца и поднимает над городом звёздно-полосатый флаг. Жители сходят с ума. Совокупляются с привезёнными резиновыми коровами, пожирают привезённое наркотическое снадобье и тут же разлагаются, как трупы. Не все. Другие толпятся на площади, чтобы поглазеть, как будут сжигать восемь еретиков, обвинённых в коммунистическом заговоре.
Тем временем из корыта с творогом выскакивает президент России, очень похожий на Диму-айфона, и идёт в толпу раздавать автографы, спрашивая при этом: «Что лучше – свобода или слобода?». Сам же и отвечает, что «свобода» превыше всего. Оно и понятно. А еретиков (праведников) перед сожжением зверски пытает полицмейстер Мишенька, простой русский деревенский парень, оборотень в погонах, который плачет, но мучит, пытает и рыдает. Потом повесится. Скажете, не правда? Да таких пруд пруди, куда ни плюнь. И губернаторов, и олигархов, и баронов, и полицаев, и владык, наверное. Всё, конечно, гиперутрировано, но реально. В том-то и сила Александра Проханова, что он каждую деталь и знак времени, каждый информационный факт возводит в гигантский монумент греху, призванному олицетворять эпоху торжества иуд и подонков.
Но есть в романе и положительный герой – Садовников, тоже кудесник, бывший высококлассный специалист по звездолётам и мистическим проникновениям в природу человеческого разума и вообще в природу. Он может всё. Товарищи его с развалом Союза улетели на далёкую звезду и только ждут от Садовникова сигнала, когда можно вернуться. Чтобы вступить в решающую схватку Тьмы со Светом. Время настало. Пока деревянный Николай Угодник сражается на стороне кудесника с красными роботами, звездолёты готовы полететь к Земле. И спасти Россию от полного порабощения. Да что там Россию, весь мир. Кто-то скажет: бред. А я отвечу: это волнующая книга, горькая сказка-быль. Потому что в ней нет лжи, а есть фантасмагорическое описание нашей жизни. Проханов – художник, реалистический постмодернист, он так видит этот зловещий мир, и этим всё сказано.
Постскриптум. Очень хотелось бы, чтобы именно так всё и произошло. В части звездолётов. Но это, увы, из области волхования.
Смерть, смерть…
Книга Фёдора Раззакова «Кумиры. Тайны гибели» (издательство «Алгоритм») посвящена смерти. О смерти я люблю читать. Смерть всех притягивает за уши. А Раззаков (фамилия что-то мне не очень, таких фамилий в природе не бывает) выбрал трагический конец многих великих людей. Ну, не великих, а выдающихся. Например, Евгения Урбанского, Майю Булгакову, Анатолия Ромашина, Андрея Ростоцкого, Геннадия Шпаликова, Сергея Бодрова… Одного дерево привалило, другой за арбузом полез и как раз с дерева звезданулся, третьего ледник накрыл. Грустно. Не смешно это вовсе. Особенно когда смерть где-то рядом ходит. Только не надо её бояться. Надо побеждать. Это не я говорю. Господь.
Ладно. О книге. Книга хорошая. Читается с интересом. Много интересных фактов, о которых я раньше не знал. Как вот разбилась вся команда «Пахтакора» в 1979 году? Это было всем известно (кстати, футболист с замечательной фамилией «Могильный» не пострадал, не успел в самолёт сесть), а вот о противостоянии «директора» Украины Щербицкого и «начальника» Узбекистана Рашидова я не догадывался. Автор предлагает версию, что это Щерб постарался. Интересно.
Или вот ещё что. Прекрасен был бросок в кольцо во время Олимпиады 1972 года Александра Белова. Америкосы за три секунды до конца матча уже слюнями исходили от счастья. А Александр взял мяч от Едешко и засунул его им в ж…у. Вот так надо делать. А через шесть лет умер. Ну, пить надо меньше. Но это не умаляет его заслуг. Книга хорошая, ничего больше сказать не могу.
Постскриптум. Только одно жаль. Редактор плохо поработал. Некоторые статьи в книге старые.
Александр ТРАПЕЗНИКОВ
http://www.litrossia.ru/2012/40/07439.html
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.