Борис МОСКАЛЮК
Без претензий на исторический очерк
Город Луганск, изначально Луганский литейный завод, был основан из сугубо практических соображений и для конкретных целей в ноябре 1795 г. по Указу императрицы Екатерины II — отливать пушки и ядра для Черноморского флота. Промышленное назначение предопределило и специфику градостроения, в целом саму организацию населенного места. Вероятно поэтому, значительную часть городской территории и поныне занято бывшими «заводами-гигантами» — станкостроительным (когда-то литейный завод) и тепловозостроительным (некогда завод Гартмана)...
Рабочий город всегда имел норов поступать по-своему, проявляя нрав, и душевный уклад горожан в конкретных делах и поступках, со временем стал крупным промышленно-научным и культурным центром Донбасса. Так и жил и развивался Луганск, образно - в рабочей спецовке, к без архитектурных изысков и парковых скульптур, отдав значительную часть своей земли заводам, промзоне. В знак признания этого, очевидно поэтому, есть в городе памятник-паровоз и памятник «Труженикам Луганщины» (Скульптуры Овчаренко М.П. Чумак И.М.). В народе монумент называют не иначе как «Мужик с факелом».
По поручению Екатерины Второй шотландский инженер Карл Гаскойн искал и нашёл в нашем крае уголь и железную руду. А потому логика подсказала строить здесь завод, который впоследствии стал городом.
Правомерно считать К. Гаскойна основателем города. Строился завод в течение 10 лет. Строили казённые и вольнонаёмные рабочие, и местные жители. Сёла Каменный брод (основано в 1755 году) и Вергунка стали первыми населёнными пунктами, принявшими строителей и рабочих Луганского литейного завода. Всё это выглядело весьма скромно - мастерские, склады и амбары, казённые казармы, частные дома - незамысловатая архитектура... С этого начинался город. Дома ставили преимущественно каменные, без излишеств и прикрас. И на первых... были востребованы каменотёсы. Первым же архитектором на заводе был Василий Норманн, который заложил фундамент завода и следил за прочностью зданий.
Чертёжную возглавлял мастер Роман Робертсон, по другим данным он был кирпичного и черепичного дел мастером, а чертёжную мастерскую возглавлял Роман Петерсон. Наверное, и надо их считать первыми архитекторами города.
Архитектурный облик города – это не только дома, но и различные сооружения, улицы и площади, сады и парки, различные памятники и скульптуры. В чем, к сожалению, Луганск уступал своим сверстникам и новоявленным городам той России, например, Одессе. От того периода, осталось в Луганске всего ничего – всего лишь десяток домов. И ценны они своей неповторимостью. Архитектурным символом города тех времен, полагаю, было бы считать так называемый "ом директора завода Гартмана" на Садовой улице. Его создатель — архитектор Булацель. Дом, похожий на замок, давно заброшен, находится в Каменобродском районе. О бывшем великолепии строения можно судить лишь по сохранившейся в музее открытке 1913 года.
Кстати, Федор Федорович Буацель (1874 – 10.12.1919) был тем зодчим, который разработал план застройки Луганска (пожалуй, первый генплан города, 1896), а с 1901 года он стал архитектором города. Однако своим творчеством Ф. Буацель более известен и почитаем как губернский архитектор в родном ему Екатеринославе, ныне Днепропетровске. Происхождением из молдавских бояр, по образованию и званию гражданский инженер (с правом производства работ гражданско-строительной и дорожной части).
К сожалению, в Луганске почти нет шедевров... От прежних лет значится всего 5 памятников архитектуры и 97 археологии. В своё время писатель Н.В. Гоголь написал, что "... архитектура - тоже летопись мира, она говорит даже тогда, когда уже молчит и песня, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе."
Добро, городу досталась слава о замечательных образцах луганского художественного литья, изготовленными на заводе. Самыми крупными изделиями такого литья, созданными мастерами завода, были и есть два памятника, которые поставлены в городах Полтаве и Полоцке. На месте битвы со шведами под Полтавой в честь её 100-летнего юбилея и в одном из мест Полоцка.
Скульптурный Ворошиловград
Так называлась статья Андрея Клоччя в первом номере журнала «Украина» за 1945 год. Это был общественно-литературный ежемесячник на украинском языке. И обнаружен этот материал в недрах облбиблиотеки им. Горького мною случайно. Кстати, в прошлом это было весьма популярное периодическое издание. Однако, судя по содержанию статьи, публикация не была случайной. В те годы журнал носил общенациональный характер, служа целям консолидации общества. Автор, украинский советский писатель и литературный критик, журналист Андрей Васильевич Клоччя (настоящая фамилия – Левицкий, 1905 – 1972 гг.), делится впечатлениями от посещения в Ворошиловграде постоянной выставки работ местных художников в круглом зале клуба им. Ленина, посвященной возрождению Донбасса. После освобождения Донбасса от немецких оккупантов в 1943 году, ему вместе с известным прозаиком П. Байдебурой было поручено восстановить донецкую писательскую организацию. С января 1944 года жил в Донбассе, работал заведующим отделом культуры областной газеты «Радянська Донеччина». Знали его и в Ворошиловграде, где он как собкоор часто бывал.
Журналист вкратце рассказал об экспозиции станковой скульптуры. К примеру, о работе художников Локотоша и Демерджи. «Женщина и сын», о модели Артющенко и Трегубовой «Девушка-мастер»... Но в главном, речь шла о проекте памятника молодогвардейцам «Клятва» в Краснодоне и деталях мемориала на Острой могиле, в частности, памятника на месте расстрела немцами мирного населения. В публикации отмечено, что авторская работа группы скульпторов Мухина, Федьченко, Агибалова по содержанию и форме носит чисто социалистический характер. По-праву их можно назвать отцами основоположниками луганской школы скульптуры, которая стала ярким выразителем государственного патриотизма.
Ещё шла война, враг не был пока до конца сломлен, но наши земляки-художники, устремлённые в будущее, уже создавали скульптуры, с посвящением ратным подвигам и трудовой доблести. Примечателен был их оптимизм и уверенности в реализации, скорм воплощение своих замыслов и проектов.
Памятники истории и монументального искусства на Луганщине
В нашем крае, на Луганщине, около одной тысячи памятников истории и монументального искусства, которые были созданы в основном в советское время, в послевоенный период. Это памятники Великой Отечественной войны и её героям, монументы краснодонскому подполью и его борцам-героям. Одним из первых по-настоящему выразительным и внушительным стал историко-революционный памятник «Борцам революции» в Луганске (1937 г.). Практически преобладающее большинство памятников созданы местными ваятелями, которые обучались и окончили в разное время Луганское государственное художественное училище.
Семена произрастают
Однажды, посещая мастерскую-студию великого ваятеля современности нашего края Александра Редькина, тот дал просмотреть, а потом подробнее ознакомиться с журналом «Памятники Украины» No2(20), 1974 года, который был полностью посвящен опыту работы Общества охраны памятников истории и культуры в Ворошиловградской области. 64 страницы текста и иллюстраций, все о наших памятниках. Тяжело вздохнув, Александр Архипович произнёс: "Хорошо, что помним о прошлом, но не надо забывать о будущем". Поэтому с любовью он пестовал, открывал и учил лепке в студии детвору и отроков – по выходным дням. И так уже более 20 лет. Александр Архипович восхищался их работами, устраивал выставки. Только так и надо продолжать настоящее дело – от малого к большому.
Список луганских скульпторов
Как-то навскидку он составил список луганских скульпторов. Тридцать три фамилии, и каждая из них давно стала именем с большой буквы. Все они уже ушли, оставив нам единственное – видеть и талант и мастерство: ни много, ни мало – в памятниках. Только один пример из целого ряда других. Наставниками и учителями скульптурному делу, например, у художника Ильи Овчаренко, автора мемориала «Украина Освободителям», памятников В. Далю и В. Сосюре, были Агибалов и Федьченко. Их дело продолжил сам И.П. Овчаренко, возглавляя четверть века Луганскую художественную школу на Почтовой.
Надежда на новые таланты
Сегодня, к сожалению, в Луганске едва ли есть приемственность в луганской школе скульпторов. Прервана ушел учитель – "последний из могикан" – Александр Архипович Редькин. Есть надежда, что подобно тому, как около векового дуба прорастут новые таланты, так прорастут новые таланты из тех мальчишек и девочек, умелыми руками которых восхищался учитель.
Значимость памятников
Монументальная скульптура, как правило, соседствует с историей, отражая яркие черты времен и народов. А круглую скульптуру можно воспринимать как биографический справочник героев минувших времен. Нельзя не согласиться со словами Огюста Ренуара, выдающегося скульптора, о том, что "хороший бюст равносилен целой биографии". Между тем луганскими ваятелями созданы замечательные памятники выдающимся людям, незаурядным землякам, как бунтарь Кондратий Булавин, создатель Толкового словаря живого русского языка Владимир Даль, поэт-песенник Михаил Матусовский, шахтер-новатор Алексей Стаханов и более десятка других. С этими именами - Отечество живет в нас. Хорошо, что значимая часть памятников и ваяний уже взята под охрану государства. К сожалению, огорчает некая безпризорность ряда весьма интересных работ станковой скульптуры и декора луганских мастеров образного искусства, разбросанность их по городам и весям региона. Да, есть в Луганске художественный музей, прекрасный выставочный зал. Но, почему-то не ценят у нас малые скульптурные формы и работы прикладного искусства. Важно было бы иметь такой музей – музей луганской скульптуры.
Борис Москалюк
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.